Пристегните ремни страхования
28 Листопада, 2017
2
12 лет назад Международная юридическая служба Interlegal взялась за организацию практикумов о морском страховании, когда о нем в Украине имели весьма смутное представление. И вот, спустя дюжину лет на конференции «Груз и Морское страхование» эксперты разных стран рассказали о накопленном опыте, рисках и решении проблем судо- и грузовладельцев, операторов, экспедиторов и страховщиков в Украине, Европе и Азии.
Тема «Груз и Морское страхование» привлекла юристов Беларуси, Великобритании, Германии, Кипра, Латвии, Молдовы, России, Турции и Украины.
– Такое международное представительство на конференции говорит о том, что Одесса интересна морскому бизнесу и черноморский рынок продолжает развиваться, – отметил Артур Ницевич, организатор конференции, партнер Международной юридической службы Interlegal.
Что переваливают в Черное море
Чтобы участники могли сложить лучшее представление о черноморском морском рынке, Павел Руденко, (ЦТС, Украина) сделал обзор перевалки по Черному морю. Без учета России, у которой 40% грузооборота, важное второе место занимает Украина 27% – 120 млн. тонн в год (почти каждая третья тонна). Все остальные страны суммарно переваливают такое количество грузов как одна Украина, – заметил эксперт. – И кстати, Румыния, которая имеет один порт, за год дает 46 млн. грузов. Экономика черноморских стран ориентирована на вывоз. Экспорт Украины занимает 76%, России 66%. Турция выступает как экспортер в основном технологических грузов, так и импортер. Румыния и Болгария держат баланс между экспортом и импортом. У Грузии одну треть перевалки занимает транзит. Среди портов Черного моря со значительным отрывом лидирует Новороссийский порт, переваливая 131 млн. тонн в год. На втором месте Констанца – 46 млн тонн, на третьем порт Южный 39 млн. тонн. Каждый порт имеет, как преимущества, так и недостатки. У Новороссийска и Констанцы сильна инфраструктура. У Констанцы лучше показатели по инвестициям и свободным экономическим зонам. А вот по транспортным узлам выигрывает порт Южный. Терминалы Южного не уступают Новороссийску и Констанце. По специфике грузов навалочные занимают более половины грузооборота в портах Украины и Румынии. Для России большую часть составляют наливные грузы – 65%. В турецкие порты импорт России составляет 40% (уголь, окатыши, чугун), 20% импорта идет с Украины. В Грузии 65% грузооборота занимает нефть и перевалка из Азербайджана, а также контейнерные грузы – четверть. У болгар треть перевалки – наливные грузы. За последние 3 года Украина и Грузия снизили перевалку. В Украине упал экспорт продукции на рынки горнометаллургического сектора. Для Грузии произошло снижение контейнеров и нефтеперевалки. Остальные же увеличили на 13%. В итоге перевалка в Черном море выросла на 4%.
Английские эксперты о рисках страхования
Чтобы довезти груз в целости и сохранности, надо учесть множество факторов. В том числе и обезопасить себя от рисков. В этом плане уже наработано достаточно опыта, который был предоставлен на конференции «Груз и Морское страхование».
– Новации в морском страховании много лет не обсуждались в акватории Чёрного моря на столь высоком уровне, и специалисты отрасли давно ожидали подобного уникального мероприятия, особенно в Украине, – отметил Артур Ницевич. – В этот раз мы не только познакомили украинцев с европейскими экспертами, которые преподали свои знания и опыт, но и показали им, что в Украине ценят такие мероприятия и готовы слушать и учиться у профессионалов.
David McKie, партнер старейшей английской юридической компании «Кенедис» в Одессе был несколько удивлен, как внимательно его слушали, задавали вопросы, показывая высокую осведомленность. Темой его доклада было «Морское страхование в Английском праве». По словам англичанина, не все случаи подпадают под страховые. «Некоторые расходы которые вы несете, не всегда могут быть возмещены, – предупредил David McKie. – У нас было дело, когда французский рыбак на траулере в Северном море, зашел в канал и включил автопилот. Шхуна врезалась в другое судно. Страховку рыбак не получил, потому что выяснилось, что он заснул на мостике. Другой случай, когда судно утонуло с грузом. И мы должны были выплатить страховку. Но мы решили проверить, почему оно утонуло. Оказалось, что это сделали намеренно. И возмещение грузовладельцу не было выплачено.
Страхование стабилизирует бизнес
Существует много видов страховок. И мастерство страховщика застраховать вас так, чтобы обезопасить все риски. Андрей Радионов (Латвия), гендиректор, старший брокер, Marine Insurance Services, компании по предоставлению услуг в морском транспортном логистическом бизнесе считает, что профессия страховщика сегодня в топе. – Морское страхование – это метод и способ стабилизации бизнеса. Нам важно защитить себя от рисков, чтобы, если что-то случится, получить компенсацию. Это можно сравнить с тем, что выезжая на дорогу, мы пристегиваем ремни безопасности. И только от нас зависит, как мы их пристегнем и защитим себя и других. Страхование – договор переноса части риска на определенных условиях. Если застраховать риск 100%, это будет стоить 120%. Страховщик должен быть профессионалом в части юриспруденции и по прецедентам и предлагать возможности в индивидуальном порядке. Прецедентные перевозки рассматривается на базе английского права. Оно усовершенствовано, и если меняется, то в сторону защиты потребителя, а не страховщика. Страховщики уже не так вольготно себя чувствуют. Английское право имеет большую силу и возможности, чем локальное. Местное право противоречиво. Поэтому нам лучше применять то, что уже отшлифовано веками.
Сегодня Украина динамично перебирает на себя стандарты ЕС, и к вам будет больше требований, – подчеркнул Андрей Радионов. – Скорость изменений поколения зависит от внешнего воздействия. Чем плотнее вы будете интегрироваться в Европу, тем быстрее будет обучение страхованию.
Решаем вопрос с профессиональными юристами
О сложных страховых случаях и взаимодействии сторон в Черноморском регионе рассказали Андрей Супруненко, ЮФ Remedy (РФ) и Андрей Перепелица Interlegal (Украина). В практике юристов немало случаев, когда только обращение в компанию помогло разрешить ситуацию. Так зимой в украинском порту судно было загружено кукурузным продуктом и отправлено в Турцию на Стамбул. Но наскочило на лед и получило пробоину. Часть груза намокла. Страховщик бельгийская компания предложила разделить груз на сухой и отправить в Турцию, перегрузив на один пароход. А намокшую кукурузу утилизировать. Но возникло множество проблем, как найти суда и особенно плавучий кран. Так как европейцы еще плохо ориентируются в украинских законах, то они обратились за помощью к одесской компании. Сохранившийся груз был перегружен на судно и благополучно доставлен в Стамбул. А вот с утилизацией возникли проблемы. Подмокшую кукурузу сначала повезли в Румынию, где получили отказ. А чтобы вернуть обратно в Украину, нужно было снова оформлять таможенные документы. В итоге, благодаря участию одесских юристов, грузовладелец решил все вопросы.
В другом случае из украинского порта вышло судно с грузом зерна, риски которого уже были застрахованы на покупателя. Но на рейде поломался двигатель. Судовладелец решил отказаться от перевозки. Но страховщик обязал его довести груз покупателю. Пришлось выписывать буксиры из Стамбула, которые доведут судно в Турцию. Через три недели судно с зерном было в Стамбуле. Но покупатель из-за демпинга цен на зерно, отказался за него платить.
– Мы спросили покупателя, заплатит ли он за груз, если получит дисконт, – раскрыл тонкости дела Андрей Перепелица. – И получили согласие. Продавцу ничего не оставалось делать, как пойти на уступки. Но тут судовладелец подсчитал свои убытки и предстоящие траты на ремонт судна и решил объявить «общую аварию». В морском праве так называют ситуацию, которая требует пожертвовать частью груза в целях спасения судна. Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован. Пришлось его убедить, что компенсацию он все равно не получит. И он доставил груз покупателю.
Предусмотреть все, что может случиться невозможно. Но важно знать, как действовать, чтобы избежать больших осложнений. Любопытный доклад представил турецкий эксперт Mehmet Dogu, рассказав о недостаче груза и таможенных штрафах в Турции. Об ответственности экспедиторов и логистических операторов говорил Дмитрий Игаунис, Marine Services Group (Латвия)/Inter Hannover (Германия).
Наталья Мирошниченко, Алексей Ремесло, Екатерина Гадецкая, Interlegal (Украина) рассказали о правовом регулировании деятельности участников Операции, связанных с прохождением экспортного груза через порт, терминал до погрузки на судно. А также о законных и оперативных способах защиты от ареста. Доклады вызвали множество вопросов, на которые эксперты дали исчерпывающие ответы. Участники получили приглашения для дальнейшей работы с компанией.
Анатолий Венгрук, Инна Ищук