Коммерческие яхты и требования безопасности
20 Жовтня, 2017
8
Коммерческие яхты и требования безопасности
Яхты, которые используются в коммерческих целях (коммерческие яхты – commercial yachts), должны соблюдать более строгие правила, чем яхты, которые используются только в частном порядке (в качестве прогулочных – pleasure yachts).
Прогулочные яхты предназначены исключительно для личного пользования их владельцами и гостями, в то время как коммерческие яхты перевозят пассажиров и поэтому подвергаются более строгим требованиям безопасности, схожим, а в некоторых случаях и аналогичным тем, которые применяются к коммерческим пассажирским судам.
Правила коммерческого использования прогулочных судов, в том числе правила безопасности, разрабатывались в течение 1990-х годов, и поэтому являются довольно новыми. В отличие от правил коммерческих перевозок, которые часто вводятся после крупных инцидентов или трагедий в море, правила использования яхт были разработаны с конкретной целью удовлетворения потребностей и ожиданий индустрии.
Коммерческая регистрация яхт была ключевым фактором быстрого развития яхтенного рынка за последнее десятилетие. Представляя более строгий набор правил и положений, коммерческая регистрация позволяет владельцам яхт получать прибыль от фрахтования своих лодок и пользоваться всеми другими финансовыми выгодами, полученными в результате их коммерческой эксплуатации.
Правила безопасности (Safety Codes)
Большинство администраций флага требуют, чтобы яхты были сертифицированы в соответствии с их собственными специальными правилами безопасности. Хотя в настоящее время существует несколько сводов правил, можно выделить некоторые общие нормы:
- A Новые суда обычно обязаны строго придерживаться правил.
- B Существующим лодкам могут быть предоставлены освобождения от требований правил или эквивалентные требования (grandfather clause).
- C Строгость требований безопасности уменьшается, когда уменьшаются пределы навигации и ограничиваются условия эксплуатации.
- D Требования безопасности возрастают, когда яхта имеет валовый тоннаж (gross tonnage), превышающий 500 GT (что соответствует моторной яхте длиной от 45 до 50 м и выше).
- E Правила безопасности применяются ко всем судам длиной 24 м или более в длине по грузовой ватерлинии.
- F Правила безопасности обычно ограничены яхтами с валовым тоннажем менее 3 000 GT (что соответствует моторной яхте длиной от 85 до 90 м).
- G Яхты сертифицированы для перевозки максимум 12 пассажиров.
Кодекс больших коммерческих яхт (LY3 Code)
Кодекс LY3, разработанный Британским агентством морской и береговой охраны (MCA), является самым популярным сводом правил безопасности. Это первый кодекс, который был разработан в сфере яхтенной индустрию. Этот кодекс применяется флагами Red Ensign Group (Великобритания, Каймановы острова, остров Мэн, Бермудские острова, Гибралтар, БВО и т.д.).
Некоторые определения, используемые в кодексе LY3
- – Новым судном считается яхта, строительство которой началось после 16 декабря 1998 года.
- – Яхта с малой дальностью означает существующее судно валовой тоннажностью до 500 GT или новое судно до 300 GT, эксплуатация которого ограничена силой ветра до 4 баллов по шкале Бофорта и в пределах 60 морских миль от безопасной гавани.
- – Гавань означает порт или убежище любого рода, который предоставляет вход для защиты от сильной погоды.
Кодекс LY3 основан на международных стандартных конвенциях (SOLAS, MARPOL, Load Line и т. д.), которые адаптированы для яхтенной отрасли.
Некоторые примеры основных технических характеристик Кодекса LY3
Корпус и оборудование (hull and machinery)
Требования к конструкции и прочности яхты устанавливаются признанными классификационными сообществами.
Чертежи конструкций должны быть одобрены, корпус и надстройки осматриваются сюрвейером и должны соответствовать утвержденным планам.
Водонепроницаемость (water-tightness) и остойчивость (stability)
Все яхты должны соответствовать требованиям остойчивости неповрежденного судна. Кроме того, для всех яхт, кроме яхт с малой дальностью, должны быть соблюдены критерии аварийной остойчивости.
Это означает, что водонепроницаемые переборки устроены таким образом, чтобы гарантировать, что любое незначительное повреждение корпуса судна приведет к затоплению одного отсека, но не к потере судна.
Погодостойкость (weather-tight) и надводный борт (freeboard)
Владельцев и дизайнеров часто волнуют неэстетичные решения, такие как высота наружных дверей, установка глухих иллюминаторов, ограничения размера окон, высота фальшборта.
Эти меры безопасности необходимы для предотвращения попадания воды на яхту при случайном повреждении или просто по причине зеленой воды. Кроме того, это необходимо для безопасного пребывания персонала на открытых палубах.
В частности, надводный борт устанавливается в соответствии с Конвенцией о грузовой марке (International Convention on Load Lines) и маркируется с каждой стороны корпуса диском контрастного цвета. Это связано с условиями нагрузки судна, с требованиями к прочности и остойчивости корпуса.
Фальшборт и/или ограждения на всех доступных палубах должны быть не менее 1 м для защиты экипажа и пассажиров.
Спасательная техника
Требования различаются в зависимости от навигации, валовой вместимости и длины судна. Для судов объемом более 500 GT требуются спасательная лодка и специальная шлюпбалка, одобренные Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS).
Международные конвенции
Все суда, к которым применяется LY3, должны быть обследованы и сертифицированы в соответствии с Международной Конвенцией о грузовой марке.
Яхты с валовой тоннажностью более 400 GT должны соответствовать требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78).
Яхты более 500 GT должны быть обследованы и сертифицированы в соответствии с требованиями, предъявляемыми SOLAS к строительству и безопасности оборудования.
Все суда более 300 GT необходимо обследовать и сертифицировать в соответствии с требованиям SOLAS к радио.
Сертификаты, требуемые в зависимости от тоннажности
Сертификат | Более 24 м, любая тоннажность | 300-400 GT | 401-500 GT | 501 GT и выше |
---|---|---|---|---|
LY3 Кодекс | + | + | + | + |
Безопасность по конструкции | + | |||
Безопасность по оборудованию | + | |||
Безопасность по радио | + | + | + | |
Грузовая марка | + | + | + | + |
Тоннажность | + | + | + | + |
MARPOL 73/78 | + | + | ||
Сертификат класса | + | + | + | + |
Международное управление судами (ISM, Safety Management Code) | + | + | + | + |
Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS) | + |
Очевидно, что вопрос коммерческой эксплуатации яхты требует намного более глубокого анализа, чем при эксплуатации яхты в личных целях, соответственно собственникам яхт не обойтись без консультаций у профильных специалистов.
Опубликовано в журнале Фарватер