В новом году с новой налоговой Конвенцией с Кипром
3 Лютого, 2014
6
С 1 января 2014 действует новая Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы, которая заменила Соглашение между Кипром и СССР 1982 г. В целом новая Конвенция базируется на Модельной Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал.
Дивиденды, проценты, роялти
Прежде всего, изменения новой Конвенции коснулись пассивных доходов в виде дивидендов, роялти и процентов. Если ранее эти доходы подлежали налогообложению в стране получателя, а не в стране возникновения, то согласно новой Конвенции, такие доходы облагаются налогом и в стране их возникновения. Соответственно, теперь при выплате пассивных доходов украинским предприятием кипрской компании необходимо удерживать налог на репатриацию этих доходов по следующим ставкам.
Дивиденды
5% в случае, если фактический собственник владеет 20% капитала компании или инвестировал не менее 100 000 Евро в приобретение акций.
15% во всех остальных случаях.
Роялти
5% в отношении авторских прав на научные произведения, патенты, торговые марки, ноу-хау, независимо от того, является ли получатель фактическим собственником.
10% в отношении других объектов интеллектуальной собственности, при условии что получатель таких роялти является фактическим их собственником.
15% во всех остальных случаях.
Проценты
2% в случае, если получатель – фактический собственник таких процентов.
15% в остальных случаях.
При этом важно отметить, что налоги, удержанные в Украине, можно зачесть на Кипре в счет обязательств по корпоративному налогу, ставка которого на сегодняшний день составляет 12,5 % от чистой прибыли.
В отличие от модельной конвенции ОЭСР доходы от продажи акций/корпоративных прав по-прежнему освобождены от налогообложения. Поэтому данная привлекательная черта Кипра осталась неизменной.
Международные перевозки
В отношении международных перевозок новая Конвенция внесла ясность в определение международной перевозки. По Соглашению 1982 года под международной перевозкой понималась перевозки в пределах договаривающихся стран, то есть между пунктами Украины и Кипра. Новая Конвенция устранила данное ограничение, и теперь к международной перевозке относится любая перевозка морским, речным или воздушным судном, которое эксплуатируется предприятием одной страны за исключением перевозки только в пределах другой страны.
Новая Конвенция предусматривает, что доходы, получаемые резидентом одной из стран от эксплуатации морских, речных или воздушных судов в международных перевозках облагаются налогами лишь в стране регистрации такого резидента.
Таким образом, для транспортных и экспедиторских компаний новая Конвенция представила положительные изменения, оставив положение об освобождение от налогообложения международных перевозок и внеся ясность в определение международной перевозки.
Одним из существенных новшеств Конвенции является внедрение концепции бенефициарного (фактического) собственника доходов, которая уже существует в Налоговом кодексе Украины. Конвенция не содержит определения фактического собственника, поэтому необходимо руководствоваться определением Налогового кодекса. Так согласно п. 103.3 НКУ под фактическим собственником дохода для целей применения пониженной ставки налога к дивидендам, процентам, роялти, вознаграждениям и т.п. нерезидента понимается лицо, которое имеет право на получение доходов и при этом не является агентом, номинальным собственником или посредником в отношении такого дохода.
Интересна позиция ОЭСР, согласно которой фактическим владельцем дохода не может являться его формальный собственник, имеющий на практике крайне ограниченные полномочия в отношении дохода и действующий скорее как администратор или представитель в пользу других, заинтересованных лиц.
Обмен налоговой информацией
Конвенция внесла также коррективы в положения об обмене налоговой информации, которые теперь соответствуют статье 26 Модельной конвенции ОЭСР. Согласно тексту Конвенции компетентные органы Кипра и Украины обмениваются информацией, необходимой для исполнения положений Конвенции или национальных законодательств, касающихся налогов какого-либо вида.
При этом важно знать, что Договаривающееся государство не обязано:
- осуществлять административные мероприятия, которые противоречат законодательству и административной практике;
- предоставлять информацию, которую невозможно получить по законодательству или в ходе обычного управления;
- предоставлять информацию, которая бы раскрывала какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну.
Также необходимо принимать во внимание требования законодательства Кипра в отношении предоставления информации на запрос. Так, согласно процедуре ответа на запрос в порядке оказания помощи по гражданским и/или уголовным делам запрос должен соответствовать всем формальным требованиям, включая наличие гражданского или уголовного дела.
При этом информация по запросу может предоставляться только с согласия Генерального прокурора Кипра. Согласие не будет представлено, если прокурор не убедился, что предоставленные ему доказательства, являются подтверждением того, что лицо, по которому запрашивается информация, причастно к тяжкому преступлению (мошенничество или иное международное преступление).
Что делать с Кипром?
Лишился ли Кипр своей привлекательности для украинского бизнеса со вступлением новой Конвенции? Однозначно – нет. Кипр по-прежнему остается на лидирующих позициях. Конечно, в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Например, на случаи выплаты дивидендов или роялти, новая Конвенция значительно отразилась. Для транспортной же деятельности изменения представились только со знаком «плюс». При этом всегда можно рассмотреть альтернативы Кипру. Например, Эстония, на наш взгляд, обладает рядом преимуществ, которые можно с успехом использовать при ведении бизнеса. Главное, при принятии решений о каких-либо изменениях иметь четкий ответ на вопрос: а нужно ли что-то менять и на что менять?
Опубликовано в журнале “Порты Украины”.