LISW interview
24 Вересня, 2013
4
Мы знаем, что с 9 по 13 сентября в Лондоне было организовано и проведено новое крупное мероприятие – Международная неделя судоходства. В его работе приняли участие партнеры “Interlegal” Артур Ницевич и Николай Мельников. Не могли бы Вы, Артур Александрович, вкратце рассказать, что представляет собой первая Международная неделя судоходства в Лондоне?
– Международная неделя судоходства в Лондоне «Приведение в движение мировой торговли» – это новое и важное мероприятие, где обсуждались многочисленные вопросы, связанные со значением Лондона в прогрессивном развитии мирового судоходства. Лондонская Международная неделя судоходства, пожалуй, является одним из наиболее важных событий 2013 года, которое собрало вместе представителей компаний, работающих в сфере мировой морской торговли и судоходства. Поставив перед собой множество задач, организаторы этого мероприятия создали возможности для налаживания прочных деловых связей лидеров всех отраслей международного судоходства – государственных органов, призванных осуществлять контроль и управление в этой сфере, фрахтователей, судовладельцев, судовых операторов, юристов, брокеров, банкиров, страховщиков, шипчандлеров, портов, а также поставщиков всех других вспомогательных транспортных услуг, занимающих свою нишу в бизнесе, связанном с судоходством и морской торговлей.
Николай Владимирович, почему именно Лондон?
– Лондон по праву считается жизненно важным центром оказания морских транспортных услуг. Поэтому для нас было огромным удовольствием посетить Лондонскую Международную неделю судоходства, которая предоставила нам отличную возможность ознакомиться с последними достижениями мирового шипинга. Лондон – поистине крупнейший всемирный морской центр. Известность английского флага, благоприятный налоговый режим, конкурентоспособные порты, квалифицированная рабочая сила, профессионализм и разнообразие спектра услуг, а также стабильная и развитая нормативно-правовая база – благодаря всему этому Великобритания является идеальным местом для деятельности в любой отрасли судоходства. Гринвичский меридиан, в буквальном смысле, делает её центром мирового судоходства. Поскольку страна расположена в нулевом часовом поясе, то все могут вести дела со странами из разных часовых поясов в один и тот же день. Спектр морских услуг постоянно растёт, и объем этого рынка уже составляет, как минимум, 14 миллиардов фунтов стерлингов в год. А валовой регистровый тоннаж, по данным британского регистра судоходства, за последнее десятилетие увеличился более чем втрое. Важность морской отрасли для жизнедеятельности и экономики Великобритании высоко оценена её высшими государственными и правительственными органами, поэтому они умело используют все механизмы и инфраструктурные возможности, чтобы способствовать процветанию отрасли.
Таким образом, у Вас сложилось впечатление, что Лондон по-прежнему является лидером в мировом морском бизнесе?
– Да, следует признать, что Лондон по-прежнему занимает позицию ведущего глобального центра морских услуг. Такие ключевые виды бизнеса, как: морское право, страхование, брокерское и банковское дело, сосредоточенные в Лондоне, сделали его центром подготовки высококвалифицированных специалистов и самым важным центром мирового судоходного сообщества. Профессиональные навыки и огромный опыт в различных сферах судоходства и морской торговли, наряду со способностью к инновациям, являются важными аспектами, благодаря которым Лондон и выделяется на общем фоне. Английская практика предоставляет ключевые преимущества во всей сети услуг, именуемой шипингом, а Лондон обеспечивает устойчивую, прозрачную, открытую, причем конкурентоспособную среду, в которой множество международных компаний оказывают транспортные услуги. Подтверждением лидирующей позиции Лондона стало исследование в сфере транспорта, проведённое в марте этого года компанией Norton Rose Fulbright. Данное исследование показало, что 37% опрошенных выбрали Лондон в качестве финансового центра своей деятельности.
Артур Александрович, действительно ли это мероприятие проходит при весьма серьёзной поддержке английского правительства?
– Конечно. Особенно интересным является именно этот факт. Теперь это мероприятие проходит при прямой правительственной, то есть межведомственной поддержке и даёт начало развитию стратегического партнёрства. Это мероприятие наглядно показывает международным компаниям, что Великобритания действительно открыта для морского бизнеса и готова обеспечить иностранным инвесторам уверенность в стабильности своей финансовой политики, что служит гарантией предсказуемости, ясности и прозрачности бизнеса. Судоходство – это отрасль, которая зачастую не видна широким слоям общества. Следовательно, наглядность и осознание широкой общественностью содержания и значимости морехозяйственной сферы, – то, над чем мы все постоянно работаем. Позвольте мне привести пример: в 2011 году одна только отрасль судоходства обеспечила 48 000 рабочих мест в Великобритании, и её вклад в ВВП страны составил 5,6 миллиардов фунтов стерлингов. Для сравнения: всего в стране насчитывается около 190 000 рабочих мест, вклад которых составляет около 12,5 миллиардов фунтов стерлингов – значительная доля, не правда ли?
Стратегическое партнёрство между государством и частным бизнесом служит примером того, как английское правительство серьёзно намерено осуществлять государственно-частное партнерство в шипинговой деятельности, направленное на поддержание стабильности налогового режима, а также на то, чтобы частный инвестор был убежден – Великобритания привлекательна для всех видов деятельности в области судоходства и останется таковой ещё многие и многие годы. Для этой цели был учреждён совместный орган, состоящий из министров, других высокопоставленных правительственных чиновников и лидеров бизнеса в морской отрасли. Его задача – совместная работа над тем, чтобы Великобритания стала самым лучшим местом для ведения бизнеса. Такое сотрудничество уже приносит плоды, способствуя развитию более тесного и согласованного партнёрства между судоходными компаниями, портами и другими специалистами в сфере морских услуг. Это блестящий пример для Украины, который надо взять и применить у нас.
Какова же была программа Лондонской недели судоходства?
Программа недели состояла из множества различных мероприятий, охватывающих все аспекты отрасли морского судоходства. Конечно же, было невозможно посетить все мероприятия и форумы. Некоторые из них даже не могли позволить всем желающим зарегистрироваться, а многие были совершенно свободными для посещения. Всего нам удалось посетить девять мероприятий. Я вкратце упомяну наиболее важные и интересные из тех, на которых мне посчастливилось побывать. Лондонский центр морского права совместно с Лондонской ассоциацией морских арбитров (LMAA) продемонстрировали имитацию арбитражного разрешения спора, возникшего из договора фрахтования. Это ролевая игра по заранее подготовленному сценарию разрешения правдоподобного спора в арбитраже, которая продемонстрировала, как Лондонская ассоциация морских арбитров проводит устные арбитражные разбирательства. Это вызвало особый интерес тех, у кого дела находятся на рассмотрении лондонском морском арбитраже, а также у тех, кто собирается передать свой спор на рассмотрение и разрешение в Лондоне. Такая имитация арбитражного процесса даёт представление о том, как именно проходит устное разбирательство.
Далее был вечерний приём в Клубе офицеров ВМС (Мэйфер), организованный Propeller Club of London, на котором собралось 130 гостей. Это была отличная возможность для всех участников собраться вместе и наладить деловые связи. Кстати, скоро и в Украине, в Одессе, появится отделение Propeller Club. Уже проведены предварительные переговоры с заинтересованными сторонами. Идея – объединение различных участников «water-born business» (судовладельцев, фрахтователей, экспедиторов, агентов, банкиров и т.д.) общими целями, а именно – нетворкинг, установление бизнес-контактов, обучение молодых специалистов морского транспорта, обмен опытом, приглашение интереснейших личностей международного морского транспортного бизнеса с выступлениями и т.д.
Ещё одним мероприятием был семинар, проведенный компанией Norton Rose Fulbright, на тему «Альтернативные источники финансирования для судоходных и оффшорных компаний». Ведущие семинара в своём выступлении осветили следующие вопросы: каковы нынешние тенденции финансирования в судоходных и оффшорных компаниях; насколько ухудшилось традиционное банковское кредитование после мирового финансового кризиса, и как происходит устранение дефицитов финансирования с помощью вложений собственных средств и долговых инвестиций.
Юридическая фирма Holman Fenwick Willan организовала семинар на тему: «Пиратство: захват судна и вооружённая охрана. Восточная и Западная Африка: каково сейчас наше положение?».
Одним из крупнейших событий Лондонской недели судоходства стала однодневная конференция организации WISTA-UK (Women International Shipping and Trade Association) и встреча её участников с иностранными гостями. Мероприятие было разделено на несколько частей: однодневная конференция с участием превосходных ораторов, специализирующихся в нашей отрасли (INTERTANKO, INTERCARGO, EBRD и т.д.), и встреча гостей, на которой был объявлен победитель номинации «Человек года – 2013» по версии WISTA-UK. В Лондоне для нас это была одна из лучших возможностей живого и открытого общения для налаживания деловых связей. Позвольте мне напомнить, что ассоциированный партнёр Международной юридической службы “Interlegal” Наталья Мирошниченко является Президентом WISTA-Ukrainian.
Какое значение, Николай Владимирович, имеет это мероприятие для его участников?
Я считаю, что возможность впервые принять участие в вышеупомянутых мероприятиях способствовала, в первую очередь, развитию дальнейших деловых контактов. Участники, я уверен, захотят, чтобы это мероприятие в дальнейшем проходило снова и снова, чтобы оно стало регулярным событием среди ежегодных мероприятий в сфере мирового судоходства. Кроме того, Международная неделя судоходства в Лондоне ставит ясные цели для британских шипинговых компаний, распространённых по всему земному шару, офисы которых находятся во всех остальных морских центрах. Событие также продемонстрировало, что если судоходные компании ищут подходящее место для ведения своего бизнеса, то им вполне разумно остановить свой выбор на Великобритании. Частный бизнес предоставляет свои услуги, в то время как правительство обеспечивает для работы компаний нужные условия ведения бизнеса, и всё это вместе является идеальным партнёрством.
Для подведения итога нашей беседы, Артур Александрович, не могли бы Вы осветить Вашу точку зрения на роль и значение английского права и английских институтов в мире?
Почти все сделки в области судоходства – финансирование, купля-продажа или фрахтование – регулируются английским правом, вследствие чего именно Лондон является основным местом оказания юридических консультаций, проведения судебных и арбитражных процессов. Так, в арбитраже LMAA рассматривается почти 2/3 всех морских споров, которые служат основанием для возбуждения арбитражных дел. В конце концов, многие судовладельцы живут и работают в Лондоне, пользуясь преимуществом лояльного к бизнесу налогового режима, установленного в Великобритании. Поэтому вполне естественно, что роль и значение английского права и английских институтов в практике мирового судоходства трудно переоценить. Ведь не случайно именно в Англии находятся международные морские организации, такие как: IMO, ICS, Intercargo, Intertanko. Поскольку Лондон является мировым центром не только судоходного бизнеса, но и судоходной политики, и морского права, перед нами стоит задача возможно более тесного взаимодействия с морской общественностью Лондона. Например: мы являемся членами Морского института Украины, который представляет собой дочернюю структуру Морского института Великобритании. Наши коллеги, посещают многочисленные мероприятия, которые проводятся по всему миру членами морской общественности. Во многом именно поэтому мы задумали проект Maritime Days in Odessa и имеем уже определенно позитивный опыт проведения этого мероприятия. В следующем году мы также планируем организацию морского форума в Одессе. Будем надеяться, что нам удастся внести некие свежие идеи и в этот проект. Возможно, нам удастся оставаться первыми, хотя бы в Черноморском бассейне. В Лондоне мы получили хороший опыт организации крупных международных мероприятий. И эта задача также стояла перед нами при посещении первой Международной неделе судоходства в Лондоне.
© А. Ницевич, © Н. Мельников, 2013
Интервью для журнала “Транспорт”