Связь договоров поставки и перевозки. Инкотермс 2010
8 Червня, 2012
2
Договоры перевозки и купли-продажи (поставки), хотя и представляют собой самостоятельные, независимые договоры, обыкновенно тесно связаны. Эта связь исследуется авторами в свете новой редакции ИНКОТЕРМС.
Отношения по поводу транспортировки (перевозки) грузов практически всегда возникают в связи с международной реализацией товаров.
Конечно и Гаагские, Гаагско-Висбийские, Гамбургские правила — для морских перевозок, и ЦМР — для перевозок автотранспортом, и Монреальская система — для воздушных, и ЦИМ/КОТИФ — для железнодорожных перевозок позволяют изучить эту связь, однако именно исследование ИНКОТЕРМС может пролить свет на соотношение договоров перевозки и поставки, выявив наиболее отчетливо и всесторонне всю сложность и комплексность связей между ними, причем в относительно сжатой форме. Международная торговая палата (МТП) периодически пересматривает редакцию ИНКОТЕРМС, чтобы не отстать от современных условий ведения торговли, причем не только международной, но и внутренней торговли. С начала 2011 г. вступила в силу последняя редакция – ИНКОТЕРМС-2010.
Все коммерческие термины ИНКОТЕРМС в прежней редакции были расположены в порядке убывания обязанностей покупателя и возрастания обязанностей продавца. В ИНКОТЕРМС-2010 система изложения терминов изменилась. Сперва приводятся правила для любого вида транспорта — EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP, а затем правила, специфические для морского и внутреннего водного транспорта — FAS, FOB, CFR, CIF. В международной морской торговле используются не только специфические для водного транспорта условия поставки, но и любые другие термины, предусмотренные в ИНКОТЕРМС. Наибольшим изменениям подверглись торговые термины категории «D», так называемые «правила доставки». Из ИНКОТЕРМС-2000 в новую редакцию перекочевал только термин DDP (поставка с оплатой пошлины), которым возлагается на продавца наибольший объем обязанностей. Были введены новые термины DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте). Правила (термины) DAF, DES, DEQ и DDU заменены последними двумя терминами. В частности, правило DEQ заменено правилом DAT, а правилом DAP заменены остальные правила: DAF, DES и DDU.
СРТ (перевозка оплачена до) и CFR (стоимость и фрахт) — довольно схожие условия поставки. Примерно такое же сходство имеется между универсальным правилом FCA (франко-перевозчик) и FAS (франко вдоль борта судна) — правилом, которое используется только на водном транспорте. Термин FCA предусматривает наименьший объем обязанностей продавца после термина EXW. В отличие от ЕХW, правило FСА используется преимущественно в международной торговле. Обязанности продавца могут заканчиваться на его складе при передаче товара перевозчикам или операторам смешанной (мультимодальной) перевозки. Пожалуй, самым популярным условием поставки в морской торговле является ГОВ (франко-борт). Риски и расходы по товару переходят на покупателя, когда товар находится на борту судна, номинированного покупателем в согласованном контрактом поставки порту отправления, то есть во владении перевозчика (судовладельца, фрахтовщика). Эти риски и расходы могут перейти на покупателя и в иной момент, например: если судно не номинировано покупателем, или не прибыло в надлежащее время, либо не в состоянии принять груз.
В заключение авторы рассматривают украинскую практику использования и применения ИНКОТЕРМС.