Декриминализация контрабанды
23 Грудня, 2011
4
Для начала разберемся с законодательным материалом. На сегодня мы имеем три документа, вокруг которых развернулась неслабая интрига. Первый (он вступает в силу завтра) – это закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной и служебной деятельности». Согласно ему контрабанда и еще 14 видов преступлений больше не будут считаться общественно опасными и превращаются в административные правонарушения.
Второй – только проголосован: это внесение изменений в закон «Об автомобильном транспорте». Он устанавливает, что документами на груз являются документы, определенные в соответствии с Таможенным кодексом, законами Украины и другими актами законодательства, включая международные договоры, а также документы, необходимые для осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом. Также там есть и другие нормы, касающиеся лицензирования перевозок и определения, что такое перевозчик, но это уже немного из другой оперы.
Ну, и третий «участник коллизии» – это проект обновленного Таможенного кодекса, ныне заветированный президентом. Он был принят Верховной Радой 3 ноября 2011 года и должен был вступить в силу с начала этого года. Но глава государства в своих замечаниях предложил отодвинуть эту дату на год – до 1 января 2013 года.
Формально законопроекты никак не объединены. Но фактически они являются комплексом, который реформирует систему таможенного досмотра и оформления. По сути, за исключением декриминализации, коррективы очень незначительны и заметны лишь профессионалам. Но в том-то и прикол: черти, как известно, прячутся именно в мелочах.
Взять, к примеру, декриминализацию. Раньше, если стоимость незадекларированных (укрытых от проверки) предметов составляла 470,5 тыс. грн. и больше, наступала уголовная ответственность, если меньше – административная. Теперь будет наступать только административная ответственность: штраф в размере 100% стоимости товара плюс конфискация. За повторные нарушения – штраф в размере 200% стоимости товара и опять конфискация. В том числе и транспортных средств, которые использовались для перемещения товаров.
И вот тут зарыта первая «собака»: перевозчики опасаются, что им придется отвечать за того парня (т.е. за отправителя груза) своими машинами. «С 17 января вступает в силу новая редакция статьи 325 действующего Таможенного кодекса, которая предусматривает конфискацию транспортного средства, груза и штрафы в размере 100% стоимости груза за предоставление таможенных документов, содержащих неправдивую информацию, – говорит один из руководителей Ассоциации перевозчиков Юрий Кучинский. – При этом ответственность возлагается на того, кто подает документы – на перевозчика, хотя составлением этих документов занимается не он, а отправитель. При этом термин «документы с неправдивыми данными» в Таможенном кодексе не растолкован».
Дальнобойщикам говорят, что появятся так называемые «белые» и «черные» списки фирм, к которым будут придираться по пустякам. И потом эти пустяки выльются в большие проблемы. «В документах может быть указано, что перевозятся мужские ботинки, но не указано, что они со шнурками, а это даст возможность трактовать информацию как «неправдивую», конфисковать транспортное средство и наложить на водителя огромный штраф», – пугаются водители.
Ситуация на самом деле довольно напряженная. Уже создан забастовочный комитет дальнобойщиков. О чем официально заявил председатель ЦК профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Олег Хмарный. Правда, повода для забастовки пока нет – закон еще не действует. Однако бизнес, наученный горьким опытом, считает, что лучше приготовиться заранее, чем пропустить первый удар под дых.
В Гостаможслужбе признают, что законодатели «несколько размыли» формулировки, но обещают, что невиновные страдать не будут. Директор организационно-распорядительного департамента Гостаможслужбы Виктор Бондарь пообещал журналистам, что перевозчик будет отвечать только в том случае, если он действительно участвовал в незаконных схемах. А основную ответственность несет тот, кто составлял документы.
Кроме того, г-н Бондарь нашел еще один плюс в декриминализации: теперь задержанное таможней транспортное средство будет стоять неделю-две, пока суд не примет решение, а не полгода, как это было раньше. Правда, перевозчики больших плюсов в этом не увидели. Как говорится, кто спешит…
В принципе устранить нестыковки в Таможенном кодексе должен был его новый вариант. Именно там уже были изменены формулировка статей 481 и 351, и не позволена конфискация (и, соответственно, задержание) транспортных средств, которые не содержат специально изготовленных тайников. Таким образом, снимается проблема, которая так тревожит добросовестных перевозчиков: конфискация транспортных средств при выявлении несоответствия груза предоставленным документам. Однако в целом проблема не решается, поскольку статья 503, которая должна давать расшифровку фразы о документах, содержащих неправдивые данные, ничего не детализирует.
Поэтому ветирование президентом проекта Таможенного кодекса никакой дополнительной неразберихи не вносит и пакет реформ не разрывает, как пытаются доказывать отдельные публичные лица. Другое дело, что с самим этим документом (обновленным кодексом) все очень непросто.
Главная интрига в том, что законопроектов оказалось как минимум два: один депутатский, который, по слухам, поддерживала таможня, второй – вице-премьера Сергея Тигипко. И они между собой яростно конкурировали. На первом этапе борьбы победил первый проект (№ 8130-Д) – его приняли депутаты. На втором он же и проиграл: президент по многочисленным просьбам субъектов внешнеэкономической деятельности наложил вето.
«Этот проект значительно расширяет права таможенного инспектора, при этом его полномочия будут выписаны не на уровне кодекса, а в подзаконных инструкциях и приказах, – поясняет руководитель аналитического департамента «Реформаторского клуба» Игорь Лавриненко. – К тому же в нем пытаются внедрить презумпцию вины импортера – все, даже технические ошибки в декларации или изменение массы груза в результате его усушки или утруски, будет караться максимальными штрафами…».
С мнением аналитика соглашается Сергей Доротич – председатель общественной организации «Союз защиты предпринимательства», которая еще в ноябре отправила официальное письмо с просьбой ветировать закон в Администрацию президента. Доротич и вовсе уверен, что вступление в силу нового Таможенного кодекса повлекло бы за собой монополизацию крупным бизнесом импорта отдельных категорий товаров и вытеснение малого и среднего предпринимательства с рынка таможенных перевозок.
«Предложенные нововведения фактически дают возможность таможенным органам предоставлять льготы «своим» импортерам путем присвоения им соответствующего статуса. Об этом свидетельствует введение института уполномоченного экономического оператора, что позволяет предприятию пользоваться соответствующими упрощениями при таможенном контроле», – написали предприниматели в письме к президенту.
На таможне с Доротичем не согласны. «Да, в проекте нового Таможенного кодекса заложены значительные преференции для добросовестных предпринимателей, – признает начальник Киевской региональной таможни Дмитрий Полищук, – но это сделано для облегчения процедуры».
По его словам, предприниматели, которые давно работают на рынке, не имеют задолженностей перед таможней и серьезных нарушений законодательства, смогут получить статус уполномоченного оператора экономической деятельности.
«Уполномоченный получает на таможне один из трех разных сертификатов, которые дают право на подачу документов, возможность принятия, складирования, выпуска груза и других операций без физического присутствия работника таможни. К тому же вводятся сугубо европейские нормы – возможность периодической подачи декларации. То есть вы, условно говоря, в течение месяца партиями выпускаете груз со своих складов под таможню, а на 31-е число подаете декларацию, в которой заявляете груз с оплатой всех необходимых налогов. Это большие процедурные преференции…», – подчеркивает Полищук.
Спор между таможней, которая считает данную инициативу путем к либерализации, и бизнесом, настаивающим на том, что это, наоборот, шаг к монополизму на рынке перевозок, разрешили парламентские юристы. В юридическом управлении Верховной Рады данные нормы посчитали нарушением Конституции. «Вызывают предостережение отдельные положения законопроекта, которые не согласуются со статьей 19 Конституции Украины и, на наш взгляд, не исключают субъективного подхода при осуществлении таможенными органами таможенных процедур и таможенных формальностей», – говорится в замечаниях юруправления к законопроекту.
Вообще, у профессиональных юристов, которые, как говорится, в теме, к нововведениям оказалось на удивление много претензий. «Одним из главных достижений обоих проектов Таможенных кодексов Украины разработчики называют ограничение таможенного оформления грузов с 3 месяцев до 4-х часов, – отмечает ассоциированный партнер одесской юрфирмы «Международная юридическая служба» Артем Скоробогатов. – Но далеко не все заметили, что продекларированные во всех СМИ 4 часа касаются исключительно таможенного оформления и никак не решают не менее болезненной проблемы длительного таможенного контроля. А ведь скандалы с блокированием контейнерных грузов в украинских портах в августе 2010 г. и январе 2011 г. были вызваны бездействием таможенных органов при осуществлении, по большей части, именно таможенного контроля».
Также проект №8130-Д, как и другие проекты, не решает проблему взвешивания контейнерных грузов в портах. «На сегодняшний день данная процедура не урегулирована нормативно, и таможня, не имея ни процедуры, ни необходимой инфраструктуры, в «добровольно-принудительном» порядке направляет грузовладельцев (их представителей) на весы, установленные на территории портов частными компаниями. Это приводит к тому, что даже в случае, когда нарушений в количестве груза не выявлено, взвешивание производится за счет средств грузовладельцев, что прямо противоречит нормам постановления КМУ от 2.04.2009 г. № 320…», – рассказывает юрист.
По мнению Артема Скоробогатова, о реальной корректировке таможенной политики в Украине можно будет говорить лишь после изъятия у таможни инструментов давления при сохранении ответственности участников внешнеэкономической деятельности лишь за действия, представляющие общественную опасность. Это – либо попытки получить неправомерное освобождение от уплаты налогов и иных обязательных платежей, либо контрабанда. «В таком случае инспектору таможни недостаточно будет просто обнаружить красные носки вместо синих, указанных в инвойсе, а придется обосновывать суду, какой именно ущерб и кому нанесен этим несоответствием документов и товаров…», – считает он.
Однако большой надежды на то, что даже после доработки изменений в Таможенный кодекс с учетом замечаний президента в стране произойдет кардинальная реформа в данной сфере, не питают ни юристы, ни аналитики. Формально Украина уже проделала большой путь к европеизации своего законодательства: вступила в ВТО, присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также к Конвенции о временном ввозе. Но на практике ничего существенно не поменялось. Деловая реальность в Украине по-прежнему определяется неписанными законами. А они корректировке и ветированию не подлежат.