Ответственность экспедитора, выдавшего FCR
1 Жовтня, 2009
4
FCR — экспедиторский сертификат, или экспедиторская расписка, разработанная FIATA. Применяется при поставках товаров на различных условиях. Например, на условии «франко-завод» при организации сборных отправок. Расписка экспедитора может свидетельствовать также о выполнении отправителем требований условий типа FCA, CPT перед получателем груза, а также о частичном выполнении условий типа FOB. Таким образом, FIATA FCR является (1) необоротным документом, (2) служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и (3) зачастую входит в комплект документов для реализации аккредитива.
Среди всех документов FIATA форма FCR старейшая. Она была принята FIATA в 1955 г. Выдав экспедиторскую расписку «торговцу», экспедитор тем самым подтверждает, что:
1) он принял груз в надлежащей упаковке и количестве, соответствующем указанному в этом документе;
2) груз будет отгружен согласно безотзывным инструкциям «торговца», полученным экспедитором при выдаче FIATA FCR. Конечно, безотзывными эти инструкции являются условно. Они могут быть отменены, если оригинал FIATA FCR возвращен экспедитору и только в том случае, когда экспедитор в состоянии исполнить такое указание об отмене или изменении инструкций. При доставке и выдаче груза получателю во исполнение инструкций отправителя у получателя отсутствует обязанность возвратить экспедитору его расписку (FCR). Часто держателем FCR выступает банк. Банки акцептуют экспедиторскую расписку, если это предусмотрено аккредитивом. В таком случае, согласно условиям FIATA FCR, груз может быть выдан конечному получателю (как правило, покупателю по запродажному контракту) только после получения инструкции банка.
В настоящее время форма FIATA FCR широко используется во всем мире. При этом данная форма применяется не только для подтверждения поступления партии груза под контроль экспедитора и выполнения обязательств экспортера, но и как основание для оплаты фрахта, груза и других платежей по запродажным контрактам.
При этом следует помнить основное правило выдачи FIATA FCR: этот документ выдается при условии безотзывности инструкций грузоотправителя, после его выдачи грузоотправитель утрачивает все права по распоряжению грузом, а экспедитор не может принимать от него какие-либо дополнительные указания, распоряжения или каким-либо иным образом зависеть от грузоотправителя — если только экспедитору не возвращен оригинал такой расписки.
Нельзя сказать, что документы FIATA, в том числе FCR, вовсе неизвестны в Украине. Так, решением правления Ассоциация международных экспедиторов Украины (АМЭУ) утверждены правила и рекомендации по пользованию документами и формами FIATA (протокол № 5 от 16 июля 2003 г.).
Таким образом, если в договоре транспортного экспедирования имеются положения, регулирующие отношения, связанные с выдачей FCR, проблем с привлечением экспедитора к ответственности за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей быть не должно. Если же договором между экспедитором и клиентом эти отношения не урегулированы, проблемы могут возникать, поскольку императивное регулирование транспортно-экспедиционной деятельности не получило еще достаточного развития. Правда, в случае, когда перевозчик и экспедитор как бы сливаются, что в последнее время бывает очень часто с развитием смешанных перевозок, ответственность экспедитора выглядит как ответственность оператора смешанной перевозки.
Таким образом, привлечение к гражданско-правовой (частноправовой) ответственности экспедиторов в Украине не представляется вопросом совсем уж проблематичным. Однако ясно и то, что привлечение к ответственности экспедитора, если он не выдает груз, только на том основании, что у лица, претендующего на получение груза, имеется FIATA FCR, в Украине весьма проблематично. Во всяком случае, если договором о транспортно-экспедиционном обслуживании вопросы, связанные с выдачей и использованием FCR, урегулированы недостаточно четко. На практике нашей юридической фирме «Международная юридическая служба» в последнее время очень часто приходится сталкиваться с осложнениями, возникающими из недостаточно четкого регулирования правовых отношений между транспортными экспедиторами и их клиентурой, связанных с выдачей FIATA FCR. Выход из сложных ситуаций надо искать, пока они еще не возникли, а готовность к любым осложнениям может обеспечить своевременная консультация со специалистом.
Одним из способов предупреждения недоразумений между клиентом и экспедитором может быть ссылка в договоре транспортного экспедирования на правила АМЭУ, если экспедитор является членом АМЭУ. Экспедиторы могут разрабатывать и собственные правила транспортно-экспедиционного обслуживания, а затем включать эти правила в договоры с клиентами в качестве общей части таких договоров.
FCR выдается экспедитором от своего имени, поэтому экспедитор отвечает перед клиентом непосредственно. Если из текста FCR следует, что партия товара подлежит передаче для перевозки по инструкции клиента-«торговца» сторонним перевозчиком, договор перевозки с которым заключается экспедитором, то экспедитор отвечает перед клиентом за ненадлежащее исполнение договора перевозчиком как за свои собственные действия. При этом на экспедитора, как агента перевозчика, распространяются все правила ответственности перевозчика, в том числе и об ограничении ответственности. Конечно, в принципе договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено иное, например, полная ответственность экспедитора за несохранную или несвоевременную перевозку. В этой связи, если использование формы FIATA FCR предусмотрено запродажным контрактом клиента, то условия ее выдачи и применения, а также разрешения споров, связанных с таким применением, должны быть четко оговорены в договоре экспедирования.
Необходимо помнить, что при использовании FIATA FCR нужно приспосабливать условия конкретной перевозки к правилам использования FIATA FCR, а не наоборот, что довольно часто встречается в практике работы украинских экспедиторских фирм.
Предоставление услуг экспедирования и осуществление транспортно-экспедиторской деятельности регулируется Гражданским кодексом Украины (ст.ст. 929—935), Хозяйственным кодексом (ст. 316), а также Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004. Уже давно рассматривается Кабмином проект Правил транспортно-экспедиторской деятельности. В свое время, правда, действовало постановление Кабмина «О транспортно-экспедиционном обслуживании внешнеторговых и транзитных грузов» от 21.09.1993 № 770, которым были утверждены Правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности во время перевозки внешнеторговых и транзитных грузов, но это постановление было отменено.
Казалось бы, подобными правилами можно полностью легализовать экспедиторские документы FIATA в Украине. Однако это не так. Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» (ст. 9) предусматривается определение допустимых товарно-транспортных документов законами Украины, поэтому правила, утвержденные Кабмином, не могут выполнить эту задачу. Упомянутым законом только поручено Кабинету Министров организовать применение в Украине унифицированных документов и форм, которые используются в международной практике транспортно-экспедиторской деятельности.
Таким образом, для полноценной институализации форм FIATA в Украине необходимо признание этих форм документации на уровне закона. Только такая институализация может быть предпосылкой уверенности клиентуры экспедиторов в том, что их правовые отношения урегулированы должным образом и привлечение к ответственности экспедитора не будет встречать препятствий в дремучей отсталости законодательства Украины.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления формы FIATA FCR в Украине, она широко использовалась в течение последних 10 лет. К сожалению, в целом, практику применения FIATA FCR в Украине нельзя назвать успешной. В 2000—2005 годах участились случаи мошенничества, связанные с использованием FIATA FCR, особенно при отгрузках на экспорт металлогрузов.
В этой связи FIATA запретила выдачу в Украине FIATA FCR на металлогрузы. Однако эта форма по-прежнему используется при других отгрузках.
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Появляются новые транспортные документы. А для Украины актуальным является даже освоение традиционных форм документации.