Страхование по контрактам на условиях CIF
26 Вересня, 2007
1
При морских перевозках, наиболее распространенными условиями поставки товара по правилам ИНКОТЕРМС являются FOB (ФРАНКО БОРТ) и CIF (СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ).
Термин “Стоимость, страхование и фрахт” означает, что продавец выполнилКаждое из этих условий имеет соответствующий буквенный код: А, В, С. поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят от продавца к покупателю.
По условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, пкоммерческие,родавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. От продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. Если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по обеспечению дополнительного страхования. По условиям CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.
Обязанность застраховать груз позволяет повысить цену контракта до 10% по сравнению с ценой FOB, поскольку страховая премия входит в цену контракта.
В условиях формирования рыночной экономики в России, Украине, других странах бывшего СССР, продавцы сельскохозяйственной и другой продукции практиковали заключение внешнеэкономических контрактов на условиях FOB, не рискуя брать на себя обязанности осуществлять самостоятельно доставку товаров и нести связанные с этим риски. Это было обусловлено как экономической нестабильностью, отсутствием средств, так и отсутствием инфраструктуры и неподготовленностью персонала и менеджмента предприятий. Особую актуальность при поставке имело условие так называемого «самовывоза».
По мере укрепления рыночных отношений, повышения уровня торговли, появления подготовленных кадров, предприятия стали более подготовлены к внедрению более сложных схем работы. Стала очевидной в отдельных случаях выгода от поставки товаров на условиях CIF, поскольку это позволяет продавать товары по более высокой цене.
Итак, одним из важных аспектов поставки товаров на условиях CIF является страхование товара продавцом. Главным образом, страхуется риск повреждения или утраты груза.
Выделяются следующие типы рисков, которые возникают в связи с зарубежными поставками:
- физические (телесные),
- политические,
- юридические.
Физические риски обусловлены значительными расстояниями, на которые транспортируются грузы, что создает опасность утраты всего груза или его части, повреждения или порчи. n
- Коммерческие риски обусловлены тем, что покупатель может оказаться банкротом, то есть неплатежеспособным лицом, либо мошенником, который просто не желает исполнять свои обязательства.
Политические риски связаны с нестабильной политической обстановкой в некоторых регионах, с антидемократическим характером политического режима некоторых стран. Так, в современном мире возрастает риск пиратского нападения на морские суда.Что до юридических рисков, то современное международное частное право представляет собой довольно сложную систему правовых норм, причем часто бывает трудно однозначно ответить на вопросы о том, по какому закону и в какой юрисдикции следует рассматривать и разрешать спор между сторонами договора поставки. Кроме того, бывают такие рисковые юрисдикции, в которых добиться правосудия практически невозможно. Например, в некоторых африканских странах суды могут рассматривать дела в течение многих лет без какого-либо положительного решения.Важнейшими документами, которые оформляются при поставке товара на условиях CIF, являются коносамент, полис морского страхования, счет-фактура на отправленный товар и сертификат качества.Полис морского страхования удостоверяет наличие и содержание договора морского страхования груза.В качестве объекта морского страхования выступает груз, предназначенный к перевозке. Основанием для заключения договора морского страхования служит письменное заявление отправителя, выступающего в качестве будущего страхователя. Каждый морской страховщик устанавливает форму этого заявления с целью получения достоверной информации о грузе для котировки риска.Котировка риска, в свою очередь, нужна для определения величины страховых платежей и определения условий страхования. Котировка рисков осуществляется путем анализа следующих критериев: вид груза, упаковка и маркировка, вес, объем, заявленная стоимость, маршрут следования, продолжительность времени перевозки, наличие пороков перевозимого груза, необходимость специального температурно-влажностного режима для его перевозки.Страхователь должен сообщать страховщику размер страховой стоимости, в которую включаются фрахт и страховая премия, и страховую сумму, то есть максимальную сумму страхового возмещения, которую он хочет получить при наступлении страхового случая. Больше страховой стоимости страховая сумма быть не должна. Она может быть меньше или равняться страховой стоимости. Если страховая сумма объявляется ниже страховой стоимости, то размер страхового возмещения, причитающегося к выплате, уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.ени риска, относятся также номер и дата коносамента, название, год постройки, флаг и тоннаж судна, на котором будет перевозиться груз, место размещения груза на судне (трюм или палуба), дата отправки груза, наиболее приемлемое для страхователя условие морского страхования грузов. Общепринятыми условиями морского страхования считаются следующие три варианта: r- страхование с ответственностью за все риски;
- страхование с ответственностью за частную аварию;
- страхование без ответственности за повреждение груза, кроме случаев крушения.
Условие А (all risks insurance) означает, что договор морского страхования груза обеспечивает страхователю все возможные риски гибели или повреждения груза. Исключения могут быть оговорены в письменной форме. Как правило, исключаются из числа страховых случаев факты, произошедшие в результате умысла или грубой неосторожности страховщика, нормальной убыли, недостатков упаковки, внутренних пороков застрахованного груза. Ядерный ущерб, неисполнение обязательств судовладельцем, фрахтователем или оператором судна, немореходное состояние судна, неисправность контейнеров или средств перевалки, военные действия, террористические акты, народные волнения и т.п. риски также обычно не покрываются страховкой.Условие В предусматривает выплату страхового возмещения в случаях, если убытки, возникшие в результате гибели или повреждения груза, подлежат отнесению на счет грузовладельца как частная авария. Впрочем, возмещение расходов и взносов по общей аварии также может предполагаться условиями В.Условиями С предусматривается меньший объем страхового покрытия по сравнению с условиями В. Например, при условиях С страховое покрытие обычно не распространяется на события гибели или повреждения груза в результате стихийных бедствий. Утрата груза в связи с гибелью судна (пропажей судна без вести) – важнейший страховой случай при страховании на условиях С.Страхователю выдается страховой полис, подписанный страховщиком. При систематических перевозках значительных партий грузов заключается договор страхования в виде генерального (открытого) полиса. Генеральный полис подписывается как страховщиком, так и страхователем. Он играет роль «страхового абонемента», то есть действует в течение определенного срока и распространяется на все грузы или только на грузы некоторого рода, которые отправляет и получает страхователь. О каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь должен сообщать страховщику необходимые сведения немедленно по их получении, даже если такие сведения были получены страхователем после доставки груза в порт назначения в полной сохранности. По каждой отправке морского страховщика необходимо информировать о названии судна, на котором перевозится груз, маршруте и объявленной страховой сумме.Несообщение и несвоевременное сообщение таких сведений страхователем страховщику об отдельных отправках грузов может послужить основанием для отказа страховщика в выплате страхового возмещения по соответствующим отправкам, а если страхователь умышленно несвоевременно известит страховщика или вообще не известит, либо неверно обозначит род груза или его страховую сумму, страховщик вправе вообще отказаться от страхования по генеральному полису, причем страховщик сохраняет право на получение всей суммы страховой премии, которую он может получить при надлежащем исполнении страхователем своих обязательств, если страхователь не докажет, что несообщение или несвоевременное сообщение сведений не может быть поставлено ему в вину.По требованию страхователя страховщик обязан выдать на каждую отправку груза, подпадающую под действие открытого полиса, полис или страховой сертификат. При несоответствии содержания этих документов открытому полису приоритет имеют страховой полис или сертификат.Договор морского страхования груза может быть заключен в пользу третьего лица – выгодоприобретателя. Имя выгодоприобретателя может не указываться в договоре страхования. В этом случае страховой полис может быть выдан на предъявителя.В договоре морского страхования груза может быть заменена сторона страхователя, например, в связи с отчуждением груза. Если имеется задолженность по уплате страховой премии на момент отчуждения груза, требование страховщика может быть обращено как к страхователю, так и к приобретателю груза, которые становятся солидарными должниками, при условии указания в полисе на то, что страховая премия не уплачена.Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что международная морская практика выработала много правил страхования грузов при поставке товаров на условиях CIF, что делает поставку на таких условиях достаточно привлекательным способом организации отношений по поводу поставки при доставке товара получателю морским транспортом.