ДЕЛА ЯХТЕННЫЕ И КЛУБНЫЕ, (Яхтклуб: решай, но согласовывай!)
2 Квітня, 2006
6
Организация яхт-клубов в нашей стране стала актуальной темой в конце ХХ века, когда развитие рыночных отношений в экономике и демократизация в политике привели к расширению возможностей человека посвящать время занятиям, напрямую не связанным с удовлетворением насущных нужд, занятиям, привлекающим людей скорее разнообразием получаемых впечатлений, чем решением вопросов жизненной необходимости. Общность интересов объединяет людей, приводит их к созданию организаций, направленных на удовлетворение этих интересов.
Итак, сразу определилось понимание яхт-клуба как некой организации, объединяющей единомышленников. В какой же форме может быть создана такая организация?
С первого взгляда слова «клуб» и «объединение единомышленников» наталкивают на мысль о создании Объединения граждан – добровольного общественного формирования, созданного на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод (ст.1 Закона Украины «Об объединениях граждан», от 16 июня 1992 года №2460-XII) в форме Общественной организации – объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов(ст.3 Закона «Об объединениях граждан»).
Для создания Объединения необходимо, чтобы несколько (не менее трех) граждан Украины или иностранных государств либо лиц без гражданства, которые достигли 18-летнего возраста, провели общее собрание (учредительный съезд, конференцию). На этом собрании должно быть принято решение о создании объединения, утвержден его уставной документ (устав или положение) и избрано руководство центральных уставных органов. Указанное решение должно быть оформлено протоколом. Уставной документ не должен противоречить законодательству Украины и должен содержать ряд установленных положений(ст.13 Закона «Об объединениях граждан»).
n
Созданное таким порядком объединение граждан подлежит легализации (официальному признанию), которая является обязательной и осуществляется путем регистрации либо уведомления об учреждении. В случае регистрации объединение граждан приобретает статус юридического лица.
Объединение граждан может иметь в собственности денежные средства и иное имущество, необходимое для осуществления его уставных целей , а также осуществлять необходимую для этого хозяйственную и коммерческую деятельность путем создания самостоятельных субъектов хозяйствования (ст.24 Закона «Об объединениях граждан»).
В соответствии с действующим законодательством Украины, общественная организация может быть включена в Реестр неприбыльных организаций и освобождаться от налогообложения дохода, полученного в виде: бесплатно переданных ей средств или имущества, пожертвований, целевых взносов, пассивных доходов и т.д. (п.7.11.1 (б) и п.7.11.3 статьи 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции ЗУ от 22.05. 97 №283/97-ВР)
Однако есть еще одно весьма существенное обстоятельство. В соответствии с законодательством, в случае ликвидации объединения граждан, как и любой другой неприбыльной организации, ее средства и имущество не могут быть распределены между ее членами (участниками), а должны быть использованы на уставные или благотворительные цели либо быть переданы другой неприбыльной организации соответствующего вида.
Очевидно, что организация, подобная яхт-клубу, предполагает наличие многочисленного и дорогостоящего имущества, и каждый из причастных к ней лиц захочет максимально защитить право собственности на него.
Когда речь заходит в совокупности о группе лиц, денежных средствах, имуществе и праве собственности, на ум приходит мысль о создании некоего хозяйственного субъекта, в одной из самых распространенных форм – Хозяйственное общество (ООО, ЗАО). Вариант неплохой и, в принципе, приемлемый. Но, по нашему мнению, только тогда, когда яхт-клуб собирается построить небольшой круг лиц – инвесторов. Их основной целью в этом случае можно определить коммерческую деятельность по предоставлению комплекса услуг владельцам яхт и катеров и всем желающим.
Другими словами, несколько лиц (возможно и не увлекающихся яхтингом вообще) самостоятельно организовывают и финансируют создание инфраструктуры яхт-клуба. Широкий же круг любителей яхтинга при этом имеет статус клиентов и потребителей услуг такого яхт-клуба. Кстати, ничто не мешает им объединиться в общественную организацию, в данном случае не обремененную имуществом.
Наиболее же привлекательной формой организованного сотрудничества заинтересованных лиц для создания яхт-клуба видится кооператив, незаслуженно забытая организационно-правовая форма, возможно из-за некоторого «осадка», оставшегося у многих после времен «разгула демократии» на территории бывшего СССР.
Кооператив – юридическое лицо, созданное физическими и/или юридическими лицами, которые добровольно объединились на основе членства для ведения хозяйственной и иной деятельности с целью удовлетворения своих экономических, социальных и других потребностей на основе самоуправления (Закон Украины «О кооперации» от 10 июля 2003 года №1087-IV).
Решение о создании кооператива принимается на учредительном собрании его потенциальных членов, которых должно быть не менее трех. Членами кооператива могут быть как физические лица – люди, так и юридические лица – организации. Это удобно, т.к. возможно, что некоторые люди, заинтересованные в создании яхт-клуба, могут зарегистрировать яхту за организацией или по другим причинам не хотеть участвовать в организации яхт-клуба лично.
Основа кооператива – личное добровольное членство в нем. При вступлении в кооператив оплачивается вступительный взнос. Определенным недостатком кооператива любого вида называют то, что каждый член кооператива имеет равное количество голосов во время принятия решений (один член кооператива – один голос, независимо от паевого взноса или участия в работе кооператива). В случае создания яхт-клуба это также может иметь значение, особенно поскольку у некоторых яхт/катеров может быть несколько совладельцев, которые все пожелают вступить в кооператив. Но, думается что в сообществе единомышленников, не ставящих перед собой коммерческие цели, это обстоятельство не будет препятствием, тем более что членство в кооперативе можно регулировать путем установления значимого вступительного взноса.
Основа имущества кооператива – взносы его членов. Взносы могут быть вступительные, паевые, целевые и дополнительные. Кроме того, члены кооператива могут добровольно передавать ему имущество.
Размер пая каждого члена кооператива определяется по факту его внесения. Все паи персонифицированы, а размер пая определяет часть члена кооператива в имуществе кооператива. В случае выхода или исключения из кооператива, также как и при ликвидации кооператива, все его члены имеют право на получение своей общей части имущества в натуре или деньгами, а части земельного участка – в натуре.
Участие в Общем собрании членов кооператива (высшем руководящим органе) является делом личным и не может быть передано членом кооператива другим лицам, хотя в целом система управления кооперативом представляется достаточно простой. Например, вместо Общего собрания может созываться Собрание уполномоченных. Если в кооперативе менее 10 членов, то исполнительный орган избирается в составе только одного человека – Председателя кооператива, а если 10 и более – избирается коллегиальный орган – Правление. Если количество членов превосходит 50, то можно избрать Наблюдательный совет кооператива, который будет контролировать деятельность его исполнительного органа. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительного органа избирается Ревизионная комиссия, численный состав которой не ограничивается, но если в кооперативе менее 10 членов избирается один Ревизор.
Интересным практическим институтом является ассоциированное членство в кооперативе, которое допускается для лиц, признающих Устав кооператива и внесших пай (только). Ассоциированный член кооператива имеет право совещательного голоса и преимущественное право на возврат своего пая при ликвидации кооператива (ст.14 Закон Украины «О кооперации»).
Процедура регистрации кооператива осуществляется на общих основаниях.
Но яхт-клуб – это не только и не столько организация, сколько комплексный объект со сложной инфраструктурой. Необходимость наличия соответствующей инфраструктуры прямо вытекает из определения яхт-клуба как базы для стоянки маломерных (малых) судов. Понятие «база» в данном контексте предполагает, как минимум, комплекс, обеспечивающий эксплуатацию, текущий ремонт и хранение катеров и яхт. Правилами безопасной эксплуатации баз маломерных (малых) судов определен перечень сооружений и объектов, которые обязательно должны быть включены в этот комплекс.
Создание (строительство) такого объекта возможно только при наличии территории (земельного участка) и акватории (водного пространства). Их предоставление производится в установленном законом порядке. Такой порядок предусмотрен механизмом применения норм Земельного (Закон Украины от 25.10.01 № 2768-III) и Водного (Закон Украины от 06.06.95 № 213/95-ВР) кодексов Украины.
Получение прав на водный объект возможно путем применения специальных норм Земельного кодекса, являющихся приоритетными в регулировании земельных отношений в Украине. Правовой режим использования земель и порядок действия правовых норм в части использования земель с «размещенными» на них природными ресурсами (недрами, лесами, водами, растительным и животным миром и др.) также урегулированы нормами Земельного кодекса.
Водным кодексом установлены особенности целевого использования водных объектов, в соответствии с которым речки, озера, водохранилища, каналы, другие водоемы, а также внутренние морские воды и территориальное море являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда согласно законодательству Украины их использование с этой целью полностью или частично запрещено (ст.67).
В то же время статья 86 Водного кодекса определяет, что на земельных участках дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов могут проводиться работы, связанные со строительством гидротехнических сооружений, углублением дна для судоходства и т.д.
К землям водного фонда Земельный кодекс относит земли, занятые:
- a) морями, реками, озерами и другими водными объектами, а также островами;
- b) прибрежными защитными полосами;
- c) гидротехническими сооружениями и каналами;
- d) береговыми полосами водных путей.
Права на земли водного фонда можно закрепить путем приобретения права собственности либо права аренды такого объекта. Относительно права собственности следует отметить, что оно ограничено, т.к. в частную собственность из земель водного фонда могут передаваться только замкнутые естественные водоемы общей площадью до 3 га, и только для целей, предусмотренных в законе.
«Ограниченная» возможность права собственности компенсируется возможностью получения земель водного фонда в аренду. Так, нормами Земельного Кодекса (ст. 59 п. 4) предусмотрено право граждан и юридических лиц на аренду таких земель для рыбохозяйственных потребностей, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, и т.п.
Получив землю для создания яхт-клуба, следует приступать к стадии проектирования и строительства, но прежде чем начать строительство, необходимо получить ряд разрешения и согласований.
Первым из них, согласно ст. 24 Закона «О планировании и застройке территорий» (Закон Украины от 20.04.2000 г. №1699-III), является разрешение на строительство, которое выдается исполнительными органами местных советов в течение 2-х месяцев со дня подачи письменного заявления. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право на земельный участок, либо согласие владельца участка на застройку, а также другие документы и материалы, подача которых предусмотрена региональными или местными правилами застройки.
Следующим этапом является разработка проекта яхт-клуба, для чего, согласно ст.5 Закона «Об архитектурной деятельности» (Закон Украины от 20.05.99 г. №687-XIV), необходимо наличие следующих исходных данных:
- архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
- технические условия по инженерному обеспечению объекта архитектуры (ТУ);
- задание на проектирование.
Перечень требований и порядок оплаты за АПЗ и ТУ регламентируются «Порядком предоставления архитектурно-планировочного задания и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры и определения размера платы за их выдачу (утвержден Постановлением КМУ от 20.12.99 г. № 2328)».
Задание на проектирование адресуется проектировщику и содержит требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам будущего яхт-клуба, его основным параметрам, стоимости и организации строительства. Задание на проектирование составляется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и техническими условиями.
Задание на проектирование необходимо разрабатывать с учетом требований, изложенных в Правилах безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов, в которых закрепляется, что территория такой базы (яхт-клуба) должна включать:
- подъездные автомобильные пути;
- специальный участок (место) с емкостями для сухого мусора и отходов нефтепродуктов;
- специально оборудованный причал для посадки и высадки пассажиров;
- оборудованную штрафную площадку для хранения судов, плавание которых запрещено в порядке, установленном законодательством, и не имеющих владельца.
База должна быть оборудована телефонной и громкоговорящей связью. В темное время суток акватория и территория базы должны иметь необходимое освещение, установленное таким образом, чтобы не препятствовать судоводителям, проходящим в районе размещения базы. Правила содержат и иные требования, которые необходимо учесть при проектировании яхт-клуба.
Проект яхт-клуба разрабатывается согласно ст.887 Гражданского кодекса Украины (Закон Украины от 16.01.03 г. №435-IV) и ст.324 Хозяйственного кодекса Украины (Закон Украины от 16.01.03 г. №436-IV), на основании договоров, заключенных между Заказчиком и Проектировщиком.
Следует обратить внимание, что согласно Закону «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (Закон Украины от 01.06.00 г. №1775-III) и «Лицензионных условий проведения строительной деятельности» (утверждены приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13 сентября 2001 года №112/182), работы по проектированию гидротехнических (причальных) сооружений могут производиться исключительно на основании соответствующей лицензии. Проектная документация должна разрабатываться под руководством или с обязательным участием архитектора, имеющего соответствующий квалификационный сертификат, и заверяется его подписью и личной печатью.
Предпроектная и проектно-сметная документации перед их утверждением подлежат комплексной государственной экспертизе (ст.7 Закона «Об архитектурной деятельности» и «Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» (утвержден Постановлением КМУ от 11.04.2002г №483)). Заключение комплексной государственной экспертизы составляется на основании заключений исполнителей ее составных частей, утверждается руководителем службы Укринвестэкспертизы и действительно в течение срока действия исходных данных на проектирование.
В соответствии с п.9.1 Государственных строительных норм (ГСН) А.2.2-3-2004 проектная документация согласовывается с местными органами градостроения и архитектуры в соответствии с местными правилами застройки. Подача проектной документации на такое согласование является обязанностью Заказчика. Проектировщик при необходимости участвует в рассмотрении проектных решений в экспертных организациях (если иное не оговорено между ними).
При наличии положительного заключения комплексной государственной экспертизы, а также решения органа градостроения и архитектуры о согласовании проекта, происходит окончательное утверждение проекта Заказчиком. На основании этого утверждения и при участии архитектора разрабатывается рабочая документация, в соответствии с которой подрядчик и будет осуществлять строительство.
Стоит отметить, что проектирование, строительство и эксплуатация яхт-клуба имеет некоторые особенности, связанные с обязательным наличием в его структуре причалов, являющихся гидротехническими сооружениями. Так, постановлением Кабмина “О пограничном режиме” (Постановление КМУ от 27.07.98 г. №1147) закреплено определение причала как комплекса строений и гидротехнических сооружений, которые функционируют в составе порта, пристани или самостоятельно, и предназначены для подхода, швартовки, стоянки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и др.
После согласования и утверждения проекта заказчику необходимо получить разрешение на выполнение строительных работ – документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение, в соответствии со ст. 29 Закона «О планировании и застройке территорий», предоставляется и регистрируется Инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
По окончании проектных работ Заказчику должен быть выдан Архитектурный технический паспорт на объект строительства в целом, а также Паспорт гидротехнического сооружения на причальные сооружения. Паспорта составляются Генеральным проектировщиком при участии Генерального подрядчика в 3х экземплярах на завершенный строительством объект, но до его приема в эксплуатацию.
Паспорта вместе с другими документами, предусмотренными ГСН А.3.1-3-94 «Прием в эксплуатацию завершенных строительством объектов. Основные положения», направляются на рассмотрение Государственной приемной (технической) комиссии по приему объекта в эксплуатацию, а после подписания комиссией передаются соответствующему органу градостроения и архитектуры для утверждения. Утвержденные оригиналы паспортов возвращаются Застройщику.
Строительство яхт-клуба ведется на основании договоров подряда, заключенных либо с подрядчиками непосредственно, либо с генеральным подрядчиком, который, в свою очередь, заключает субподрядные договоры
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и «Лицензионных условий проведения строительной деятельности» подрядчики, непосредственно выполняющие строительные работы, в обязательном порядке должны обладать соответствующими лицензиями.
Разработав и согласовав проектную документацию на причал, а затем, выполнив строительные работы, необходимо такой объект ввести в эксплуатацию, то есть провести документальное оформление права собственности и прав на его эксплуатацию.
Объекты, не являющиеся государственной собственностью, согласно п.3.1 ГСН А.3.1.-3-94, принимаются в эксплуатацию по решению Государственных технических комиссий. Комиссия должна ознакомиться с проектной документацией, проверить соответствие построенного объекта проекту и техническим условиям на проектирование, и вместе с автором проекта подписать Акт государственной технической комиссии о принятии завершенного строительством объекта в эксплуатацию. n
Однако акт государственной технической комиссии еще не позволяет в полной мере эксплуатировать такой специфический объект как яхт-клуб (базу для стоянки маломерных (малых) судов).
Согласно приказу Минтранса «О надзоре за судоходными гидротехническими сооружениями и гидротехническими сооружениями портов и судоремонтных заводов» (Приказ Министерства транспорта Украины от 17.09.2001 г. №617), Регистру судоходства Украины поручено осуществлять технический надзор за состоянием судоходных гидротехнических сооружений.
Для эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) яхт-клуба необходимо зарегистрировать их в Регистре судоходства Украины и произвести первичный осмотр ГТС, который, в соответствии с приказом Минтранса , осуществляется:
- перед принятием под надзор и регистрацией ГТС;
- после реконструкции или капитального ремонта ГТС.
При первичном осмотре проверяется соответствие элементов ГТС проектной документации, выявляются их техническое состояние и конструктивные особенности.
Объем первичного осмотра ГТС устанавливается в зависимости от их конструктивных особенностей, срока эксплуатации, технического состояния их элементов, наличия технической документации. Первичный осмотр осуществляется Регистром на основании письменного заявления эксплуатирующей организации с предоставлением информационных материалов относительно объекта, состав которых определяется Регистром.
По итогам Первичного осмотра инспектором составляется соответствующий акт, на основании которого ГТС вносится в Реестр. В акте первичного осмотра отмечаются основные параметры ГТС, их техническое состояние, а в случае их наличия указываются замечания и сроки их устранения.
В случае, если техническое состояние и эксплуатация ГТС отвечают требованиям действующих Норм и Правил, при первичном осмотре выдается Свидетельство о пригодности ГТС к эксплуатации.
Приказом Минтранса (Приказ Министерства транспорта Украины от 28.05.2004 г. №452) утвержден перечень документов, которые подаются в Регистр судоходства Украины при регистрации судоходных гидротехнических сооружений.
Кроме того, в соответствии с Правилами безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов, все такие базы подлежат регистрации в Госфлотинспекции Украины. Такая регистрация осуществляется на основании письменного заявления администрации базы с приложением копий правоустанавливающих документов на саму базу, землю, на которой она находится, технического паспорта, свидетельств Регистра судоходства Украины на гидротехнические сооружения, принадлежащие базе или эксплуатирующиеся ею, и другие документы в соответствии с вышеуказанным приказом.
Госфлотинспекция в месячный срок проверяет предоставленные документы и принимает решение о регистрации базы. При этом производится соответствующая запись в Журнал регистрации баз, и выдается Свидетельство о регистрации базы.
Кроме того, необходимо отметить, что деятельность яхт-клубов, расположенных на территории контролируемых приграничных районов должна соответствовать режиму, установленному уже упоминавшимся Положением «О пограничном режиме».
В заключение хочется отметить, что в данной статье нами схематично освещены основные общие этапы создания яхт-клуба. В зависимости от конкретных целей и задач, которые поставят перед собой инициаторы и организаторы такого комплекса, схема действий должна быть изменена в соответствии с пожеланиями и требованиями заказчика.