ПУТЬ К ЧАСТНОМУ ПРИЧАЛУ
22 Листопада, 2004
0
Украина осознает необходимость реформирования транспортной отрасли, но не готова задействовать механизм приватизации крупных предприятий транспорта. Постановлением КМУ от 29.08.2000 утвержден Перечень предприятий стратегического значения для экономики и безопасности государства, где есть все морские порты. Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации” от 07.07.99 не предусматривает возможности их приватизации. Особое внимание в Концепции реформирования транспорта уделяется вариантам участия негосударственного сектора. Цели, которые ставят перед собой инвесторы, различны: от создания погрузо-разгрузочного частного терминала в государственном порту до негосударственного порта. Сегодня работает уже немало негосударственных терминалов (ООО “Очаков”, ЗАО “Ника-терра”, ООО “Нибулон”, ЗАО “Авлита”, ЗАО “Ильичевский топливный терминал” и т.д.).
Популярной формой работы в портах в 90х годах был договор о совместной деятельности, где инвестор вкладывал современное оборудование, привлекал грузопотоки и оперировал текущей деятельностью, а порт выделял инфраструктуру и технику. Прибыль между участниками делилась пропорционально вкладам. В 2003 году в Одесском порту терминалы (стивидорные компании) перешли на работу по договорам аренды движимого (погрузчики, транспорт и т.д.) и недвижимого (складские площади) имущества и договору об оказании услуг. Так, стивидорная компания получает весь доход от транспортных услуг грузовладельцам, уплачивая государству арендную плату за пользование имуществом, а порту согласованную цену за часть услуг, оказываемых им (например, составление плана завоза грузов). Однако до сих пор в некоторых портах договора о совместной деятельности продолжают действовать.
Морской порт, будучи госпредприятием, не имеет права препятствовать деятельности других предприятий на его территории и вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Но терминалы, как правило, находятся под административным контролем порта географически. Вопросы очередности проводки и постановки судов к причалу, устанавливаются портом. Т.е. терминалы вынуждены согласовывать график завоза грузов, подачи судов и т.д. Т.к. тут вряд ли обойтись без договора с государственным портом, целесообразно заключить с ним договор о сотрудничестве. Суммы портовых сборов и сборов и плат за услуги, оказываемые судам, распределяются между портом и терминалом.
Закон “О концессиях” от 16.07.99 свел на нет ранее единственно возможную концепцию государственного порта, предусматривая, что порты могут образовываться и в результате частного предпринимательства. Концессия – это предоставление на платной и срочной (не менее 10 лет и не более 50 лет) основе субъекту предпринимательства права на создание и(или) эксплуатацию объекта концессии.
Альтернативой является аренда. Насколько известно, предпринято две попытки взять в аренду целостный имущественный комплекс морского торгового порта (Мариуполь в 2002 и Ильичевск в 2003). Однако, несмотря на возможность аренды ЦИК госпредприятия, прямо предусмотренную Законом “Об аренде государственного и коммунального имущества” от 10.04.92, ввиду определенных политических разногласий попытки не увенчались успехом.
На основании анализа действующего законодательства и опыта, в т.ч. и собственного, юридического сопровождения создания частных терминалов попробуем выделить основные тезисы.
- 1. Морской порт выполняет разнообразные функции. Условно разделим их на две группы: хозяйственная деятельность и деятельность, связанная с выполнением делегированных функций государства. КТМ особо выделяет функции морского порта по обеспечению безопасности мореплавания (ст.75). В структуру порта включена Служба капитана порта, куда входят Инспекция госпортнадзора и Дипломно-паспортный отдел. Приказом Минтранса от 15.04.04 принято решение о передаче лоцманской службы и СРДС в ведение Государственного предприятия “Дельта-лоцман”.
nЗаконом определен статус морского торгового порта как государственного транспортного предприятия, однако на территории порта допускается действие предприятий и организаций всех форм собственности (ст.73 КТМ). Административные функции, делегируемые государством и выполняемые от его имени, могут осуществляться только государственным предприятием, входящим в систему государственного управления (Минтранссвязи). В то же время хозяйственные функции могут осуществляться предприятиями любой формы собственности. Проект закона Украины “О морских портах Украины” от 06.03.2003 также разделяет предпринимательскую деятельность порта и “специализированные услуги”, обеспечивающие безопасность судоходства и вытекающие из международных договоров. Соответственно, предоставление всех других услуг по обслуживанию транспортного процесса возможно предприятиями всех форм собственности.
- 2. Наличие соответствующей инфраструктуры – признак, прямо вытекающий из сути понятия морского порта (терминала). Инфраструктура может включать в себя подъездные пути, причалы, защитные сооружения, погрузо-разгрузочные механизмы, складские помещения, системы навигации, связи и т.д. Создание такого объекта возможно только при наличии территории (земельного участка) и акватории (водного пространства). Их предоставление производится в установленном порядке. Один из вариантов – механизм выделения акватории, использованный в Севастопольском порту. Чаще речь идет об открытии акватории для захода иностранных невоенных судов. Еще один механизм – применение норм Земельного и Водного кодексов.
- 3. Проектирование и эксплуатация причальных сооружений имеют особенности, связанные с отнесением причала к гидротехническим сооружениям. На гидротехнические сооружения, используемые с целью обеспечения безопасности судоходства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности распространяется действие Положения “Об организации и порядке осуществления государственного технического надзора за судоходными гидротехническими сооружениями и гидротехническими сооружениями портов, судостроительных и судоремонтных заводов, которые находятся в эксплуатации” (Приказ Минтранса от 20.11.2003).
- 4. В соответствии со ст. 9 Закона Украины “О государственной границе” от 04.11.1991 ее пересечение осуществляется посредством путей сообщения. Морское сообщение через госграницу осуществляется через территории пунктов пропуска. Пункт пропуска – специально выделенная территория в портах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляется приграничный, таможенный и иные виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и др. имущества. На вновь созданных негосударственных терминалах оформление грузов и имущества может осуществляться либо через пункт пропуска, который открыт для этих целей в ближайшем морском порту (при этом целесообразно открыть на своей территории отдельный пост пропуска), либо через собственный пункт пропуска через государственную границу Украины.
- 5. Согласно ст.6 Закона “О ценах и ценообразовании” от 03.12.1990 применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Минтранссвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины. Приведенные в его Сборнике от 31.10.1995 тарифные ставки и порядок их исчисления применяются всеми субъектами предпринимательства, которые предоставляют услуги в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Создание нового негосударственного терминала или порта – задача безусловно сложная, но имеется достаточный набор правовых инструментов и форм для ее выполнения. Общественные отношения в Украине складываются таким образом, что вопрос существования и успешного функционирования таких субъектов хозяйствования ни у кого уже не вызывает сомнений.