Английское право и арбитраж в Лондоне
4 Жовтня, 2010
1
Общеизвестно, что превалирующим в большинстве международных контрактов является английское право и, соответственно, именно Лондон выбирают в качестве места проведения арбитража в спорных вопросах. Почему же английское право и Лондон?
Во-первых, английское право считается для трейдеров и судовладельцев (а также для тех, кто в той или иной мере участвует в морском бизнесе, например, финансистов, страховщиков и других) достаточно предсказуемым и позволяет рассчитать и предугадать результаты своих действий. Для нормальной работы участники морского бизнеса должны знать свои права и обязанности по контракту, а также понимать, как данные понятия будут толковаться на законодательном уровне.
Во-вторых, исторически лидирующая позиция Англии на морском рынке привела к глубокой и четкой разработке торгового права, основанного на принципе свободы заключения контрактов. Это позволяет составлять контракты с более гибкими условиями, адаптированными к современным реалиям, нежели кодифицированное законодательство системы континентального права.
В-третьих, английский язык и по сей день является языком торговли и международного бизнеса.
А почему именно арбитраж выбирается сторонами контракта в случае возникновения споров?
Стороны контракта вольны выбирать, кто будет рассматривать их спор: соответствующий специалист по их выбору или же судья, произвольно назначенный государственным судом, который может просто не понять коммерческих реалий спора.
Инициировать арбитражное разбирательство, как правило, проще и быстрее. Вам всего лишь надо назначить своего арбитра, уведомить другую сторону об этом и предложить назначить своего арбитра. При проведении судебного разбирательства, в котором принимают участие стороны из разных стран, даже на этой стадии тратится много времени, сил и денежных средств. Поскольку в арбитраже сама процедура является менее формальной, чем в суде, стороны извлекают из этого выгоду в отношении затрат и времени.
Поскольку сам арбитраж и сущность арбитражного процесса являются частными, все заинтересованные и вовлеченные стороны связаны обязательством о неразглашении информации.
Важно, что стороны могут ходатайствовать в арбитраже о вынесении решения на основании лишь изучения документов (т.е. без проведения устного разбирательства), что не может быть осуществлено в судебном порядке. Примечательно, что за 2009 год лишь 12,5 % арбитражных решений Лондонской Ассоциации морских арбитров (LMAA) было вынесено после проведения устного разбирательства.
Решение арбитража является окончательным. В действительности, арбитражное решение гораздо сложнее оспорить, чем решение государственного суда. В системе государственных судов любые решения могут быть обжалованы в апелляции.
И, может быть, самое главное, это возможность исполнения арбитражного решения практически в любой стране мира стороной, выигравшей процесс. Нью-Йоркская Конвенция (1958 года) предусматривает, что договаривающиеся государства (142 страны, практически все наиболее важные страны, занимающиеся торговлей) должны признавать арбитражные решения стран, вынесенные в другом договаривающемся государстве, и условия, на которых они должны исполняться.
Судебные же решения обычно очень сложные, зависят от политических настроений и обычно тяжело исполнимы.
Итак, исторически (но не без приложения определенных маркетинговых усилий!) иностранные судовладельцы и трейдеры стали воспринимать Лондон в качестве нейтрального места. Для участников споров исторически сложилась уверенность в том, что здесь они находятся на равных правах перед трибуналом, и данное наследие обладает своей силой по сей день.
В 2009 году члены ЛМАА получили 4445 назначений, что соответствует 2931 арбитражным разбирательствам. В тот же период 31 из 35 полноправных членов вынесли 647 арбитражных решений. Из них 84 арбитражных решений (или 12,5 %) было вынесено после устных разбирательств. 91 арбитражное решение (или 14%) было вынесено согласно регламенту процедуры небольших исков ЛМАА. Данные показатели четко демонстрируют уверенность участников лондонского арбитража и показывают популярность и успешность «документарной процедуры», которая используется в 87, 5% дел, причем, данные показатели значительно выше прошлогодних. Для сравнения сообщим, что в Коммерческий и Адмиралтейские суды за этот же период было подано около 1425 исков.
ЛМАА является ассоциацией арбитров, которые практикуют в Лондоне в области морского права. Данная организация не является администратором арбитража подобно Международной торговой палате (ICC) или Лондонскому международному третейскому суду (LCIA). На сегодняшний день ЛМАА состоит из 35 полноправных членов, половина из которых обладает опытом в юридической сфере, а другая половина состоит из специалистов технической, морской и коммерческой сферы.
Ассоциация не принимает участие в проведении арбитражных процессов. Это значительно отличает ее от подходов других арбитражных учреждений, которые руководят арбитражным разбирательством и процедурой выставления счетов. Это является важным отличием, которое очень часто стороны не осознают.
Администрирование арбитражными процедурами ЛМАА осуществляется самими арбитрами. Регламент ЛМАА детально предусматривает положение о процедурах, которыми должны руководствоваться стороны. В основном, участие трибунала необходимо лишь в случае, если одна или другая сторона нарушила предписанную процедуру.
Члены ЛМАА осознают, что существуют споры, важность которых различна для сторон. Степень важности определяется обычно (но не всегда) размером денежной суммы. Чтобы ответить на данную реальность, ЛМАА предлагает различные виды условий (Terms), и стороны вправе выбрать условия, которые сопоставимы с их спорами.
Для более быстрого и дешевого «обслуживания» стороны могут выбрать процедуру небольших исков ЛМАА (Small claims procedure). Данные условия разработаны с целью использования в отношении дел, в которых размер иска составляет 50000 долларов США и менее, хотя сторонам разрешается согласовать иной финансовый лимит. При этом услуги арбитров оплачиваются по фиксированной ставке в размере 2500 фунтов стерлингов.
Большинство разработанных БИМКО проформ контрактов (чартеров) предусматривает арбитраж в Лондоне. Так что любой участник морского бизнеса почти автоматически может стать участником арбитражного разбирательства в Лондоне.
Примечательно, что арбитры называют участников арбитража в LMAA пользователями (users), что еще раз подчеркивает их нацеленность на оказание сервиса.
Безусловно, сложившаяся система не является идеальной. Но другой, разумнее организованной и «раскрученной», пожалуй, нет.
Отметим в заключение, что для специалистов несомненно, что вы можете самостоятельно защищать свои права в арбитраже в Лондоне, не обращаясь к английским адвокатам. Это помогает планировать свои расходы, ведь гонорары английских адвокатов давно стали притчей во языцех.