Арест морских судов
15 Червня, 2001
3
Понятие “Арест” происходит от позднелатинского слова “arrestum” (судебное постановление). Арест судна, т.е. его принудительное задержание на основании решения суда, может осуществляться в различных случаях. Так, согласно статьи 109 Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82 может быть арестовано судно,занимающееся несанкционированным радио – и телевизионным вещанием в открытом море. Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической морской зоне может осуществить арест судна для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с конвенцией (статья 73 Конвенции ООН по морскому праву).
Арест судна производится также для обеспечения применения к конкретному гражданско-правовому спору юрисдикции определенного государства и обеспечения исполнения судебного решения. В соответствии со статьей 28 вышеназванной Конвенции может быть произведен арест судна по любому гражданскому делу по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для прохода его через территориальное море прибрежного государства. Это государство в соответствии со своими законами может осуществить арест по гражданскому делу иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
Конвенция содержит положения о незамедлительном освобождении арестованного (задержанного) иностранного судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспечения.
Юридические и физические лица обращаются в суд за защитой своих прав и интересов. Государственный суд является носителем публичной власти и правосудия. Обращение истца в суд направлено на получение благоприятного для себя решения, например, чтобы обеспечить применение к конкретному гражданско-правовому спору юрисдикции определенного государства. Через обращение к суду можно заставить должника выдать требуемое истцом обеспечение. Арест имущества представляет собой ограничение права собственника или законного владельца на распоряжение и пользование имуществом.
Вопросы, связанные с арестом морских судов, также нашли свое отражение в Конвенции ООН “О морской перевозке грузов”, подписанной 31.03.78 в Гамбурге (“Гамбургские правила”). Так, например, в статье 21 “Юрисдикция” указано, что иск, поданный в соответствии с данной Конвенцией, может быть предъявлен в судах любого порта или места в Договаривающемся государстве, где перевозившее груз судно или любое другое судно того же собственника может оказаться арестованным. Также указано, что настоящая Конвенция не препятствует осуществлению юрисдикции Договаривающихся государств в отношении мер предварительного или обеспечительного характера.
10.05.52 в Брюсселе была принята Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов, вступившая в силу 24 февраля 1956 года. Участниками конвенции являются более 50 государств. Украина, как и бывший СССР, не принимала участия в конференции и не присоединилась к Конвенции.
Конвенция 1952 года не устранила многих различий в порядке и процедуре ареста судов, поскольку, во-первых, не все страны участвуют в этой Конвенции, во-вторых, во многих из них исторически сложились различные правовые системы, по-разному регулирующие арест судов. Эти различия сохраняются по довольно широкому кругу вопросов.
Для того, чтобы арестовать судно во многих странах требуется доказать наличие имущественного требования, то есть продемонстрировать суду законность самого иска. Есть страны, где необходимо предоставить обеспечение в виде банковской гарантии, а иногда и внесение в депозит суда суммы, равной стоимости судна. Цель такого обеспечения – покрыть расходы должника на тот случай, если позже выяснится, что арест судна не был оправданной мерой или вообще не имел законных оснований.
Единого перечня документов (как по форме, так и по содержанию), необходимых для представления в судебный или другой компетентный орган для ареста судна, не имеется. В некоторых странах, например, их предоставлять разрешено лишь адвокату, имеющему письменное поручение клиента о защите его интересов по данному делу.
В отдельных странах арест производится автоматически после вынесения решения судом, а в других фактический арест судна осуществляется специальными судебными исполнителями. Поэтому для стороны, желающей арестовать судно, надо знать и механизм исполнения судебных решений в конкретной стране. Обычно процедура наложения ареста требует уведомить капитана судна об аресте его судна. При аресте иностранных судов уведомление часто направляется и консульству страны флага судна. Законодательство некоторых стран помимо того требует уведомления об аресте судовладельца.
Процедура ареста иностранных судов может отличаться от процедуры ареста национальных судов.
- Сферу применения Конвенции 1952 года определяют четыре правила.
- Первое правило говорит о том, что положения конвенции применяются ко всем морским судам, несущим флаг договаривающегося государства, по юрисдикции любого договаривающегося государства.
- Второе правило устанавливает, что судно, несущее флаг недоговаривающегося государства, может быть арестовано по юрисдикции любого договаривающегося государства, по любым морским требованиям или по другим требованиям, по которым законодательство договаривающегося государства позволяет арестовывать судно.
- Третье правило говорит о том, что любое договаривающееся государство должно полностью или частично исключить привилегии, установленные конвенцией, для правительств недоговаривающихся государств или любых лиц, не имеющих на момент ареста обычной резиденции или основного места бизнеса в одном из договаривающихся государств.
- Четвертое правило устанавливает, что ничто в конвенции не должно изменять или влиять на действующие законы соответствующих договаривающихся государств, относящихся к аресту любого судна в пределах юрисдикции государства или его флага для лица, у которого имеется обычная резиденция или основное место бизнеса в этом государстве.
Рассмотрим настоящие правила на примере Великобритании и Италии (члены Конвенции) и Украины (недоговаривающееся государство). Таким образом, если судно под флагом Великобритании будет арестовано в Италии, то в таком случае будут применяться положения Конвенции. Если в Италии будет произведен арест судна под итальянским флагом, то будут применяться правила, установленные национальным законодательством Италии. В случае, если в Италии арестовывается украинское судно, то арест может осуществляться как по морским требованиям, установленным Конвенцией, так и по другим требованиям, по которым национальное законодательство Италии позволяет производить арест. В любом случае украинское судно не имеет никаких привилегий, установленных Конвенцией.
- Основным преимуществом является то, что Конвенция ограничивает право наложения ареста на морское судно исключительно морскими требованиями, которые возникают из следующего одного или более пунктов:
- ущерба, причиненного любым судном при столкновении или иным путем;
- потери человеческой жизни или травмы, причиненной любым судном или возникшей в связи с эксплуатацией любого судна;
- спасания имущества;
- соглашения, относящегося к использованию или аренде любого судна, либо по чартер-партии, либо иначе;
- соглашения, относящегося к перевозке грузов на любом судне, либо по чартер-партии, либо иначе;
- утраты товара или причинения ущерба ему, включая багаж, перевозимый на судне;
- общей аварии;
- бодмереи (займа под залог судна с грузом);
- буксировки;
- лоцманской проводки;
- товаров или материалов, которыми снабжается судно для его эксплуатации или технического обслуживания;
- строительства, ремонта оборудования любого судна или доковых сборов и налогов;
- заработной платы капитану, офицерам или экипажу;
- дисбурсментов капитана, включая дисбурсменты сделанные отправителями, фрахтователями или агентами от имени судна или его владельца;
- споров, касающихся титула судна или права собственности на любое судно;
- споров между совладельцами любого судна относительно права собственности, владения, работы или заработков этого судна;
- залога или ипотеки любого судна.
11 апреля 1995 года в г. Неаполе, Италия, было арестовано судно “Одесса”, принадлежащее Черноморскому пароходству, принадлежащему, в свою очередь, Украине, по иску фирмы “В”, цена которого примерно равнялась USD 220 000, а требования относились к категории морских требований (оплата за снабжение судна шипчандлером. Если бы судовладелец смог погасить заявленные ему требования, которые представлялись достаточно обоснованными и были не слишком велики по объему, то история теплохода была бы не такой, какой она сложилась в действительности. Однако, своевременно ни судовладелец, ни фрахтователь, заинтересованный в продолжени и эксплуатации судна в круизных перевозках, который подключился к разрешению конфликта, достаточной денежной суммы для погашения задолженности найти не смогли. Воспользовавшись арестом т/х “Одесса”, крупные кредиторы Черноморского пароходства заявили в суде в г. Неаполе требования к нему на общую сумму около USD 100 000 000, в результате чего освобождение судна из-под ареста стало весьма проблематичным. Таким образом, очевидно значение ареста судна для определения его юридической и фактической судьбы.
12 марта 1999 года был принят проект новой Конвенции об аресте судов, учитывающий практику применения Конвенции 1952 г. Когда проект уже был подготовлен, к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г. присоединилась Российская Федерация (Федеральный Закон от 04.12.98(06.01.99) № 13-ФЗ// СЗ РФ. – 1999. – № 2. Ст. 240.). КТМ РФ в главе ХХІІІ “Арест судна” использует новеллы Конвенции 1999 г., являясь, таким образом, первым национальным законом, учитывающим современные тенденции в области права ареста судов, получившие отражение в Конвенции 1999 г.
Таким образом, налицо необходимость присоединения Украины к Конвенции 1952 года. Это позволит унифицировать правила ареста морских судов в Украине и получить судам украинских судовладельцев привилегии, предусмотренные Конвенцией.
При изучении принципиальных возможностей ареста судна необходимо, прежде всего, учитывать местонахождение судна, а установив его местонахождение – вопрос определения возможности и целесообразностиареста. Если требование относится к категории морских, то следует принимать во внимание более практические аспекты – необходимость предоставлять обеспечение истцу, срок исполнения приказа о наложении ареста и т.д. Расходы по аресту и возможность их отнесения на счет виновной стороны также являются важным фактором.