Bribery Act 2010
2 Березня, 2011
4
В апреле нынешнего года должен вступить в силу Закон о взяточничестве (Bribery Act 2010), которым устанавливается ответственность коммерческих организаций за бездеятельность в предотвращении взяточничества.
Примечательно, что этот закон имеет экстратерриториальное действие – Правоохранительные органы Великобритании наделяются правом инициировать уголовное преследование не только в отношении граждан Великобритании и компаний, зарегистрированных в Великобритании, в их поле зрения попадают также компании, имеющие какое-либо присутствие в стране. Местом же совершения преступления может быть любое место на земном шаре.
Лица, виновные в совершении такого правонарушения, подлежат обвинению перед судом Короны и привлечению к ответственности в виде штрафа, размер которого не ограничивается. В качестве защиты от предъявленного обвинения коммерческая организация должна доказать, что она осуществила все необходимые мероприятия, предназначенные для предотвращения противоправного поведения связанных с ней лиц. Правительству надлежит опубликовать Практическое руководство по мероприятиям, которые могут проводиться коммерческими организациями для предотвращения взяточничества со стороны связанных с ними лиц.
В настоящее время Практическое руководство находится в стадии обсуждения. Первоначально предполагалось определить двенадцать основных направлений, по которым коммерческим организациям надлежало проводить мероприятия. Однако в проекте Практического руководства, подготовленного Министерством юстиции и предложенного для обсуждения 14 сентября 2010 года, эти направления обобщены в следующих шести принципах предотвращения взяточничества:
1. Анализ возможных опасностей (Risk Assessment). Коммерческая организация должна постоянно и тщательно анализировать характер и степень возможных опасностей взяточничества, которым она подвержена в зависимости от своей структуры и сферы деятельности.
2. Ответственное руководство (Top level commitment). Руководители коммерческой организации должны прилагать усилия для предотвращения взяточничества. Внутри организации взаимоотношения должны быть построены таким образом, чтобы взяточничество признавалось неприемлемым. Руководители должны обеспечить, чтобы цель организации работать без взяточничества была ясно и отчетливо доведена до сведения всех ее работников, агентов и представителей.
3. Должная заботливость (Due diligence). Коммерческая организация должна позаботиться о выборе контрагентов таким образом, чтобы деловые отношения с ними всегда оставались честными и открытыми.
4. Ясные, понятные и осуществимые методы и процедуры (Clear, Practical and Accessible Policies and Procedures). Методы и процедуры, установленные коммерческой организацией для предотвращения взяточничества, должны быть точными, действенными, доступными и практически осуществимыми. Они должны учитывать обязанности не только всех непосредственно занятых в деятельности организации лиц, от собственника или совета директоров до каждого работника, но также всех людей и организаций, которые контролируются данной коммерческой организацией.
5. Практическое осуществление (Effective implementation). Коммерческая организация должна практически осуществлять установленные методы и процедуры для предотвращения взяточничества и обеспечивать их внедрение и осуществление.
6. Контроль и уточнение (Monitoring and review). Коммерческая организа-ция должна установить механизм контроля исполнения принятых ею методов и процедур предотвращения взяточничества и, если того потребуют обстоятельства, вносить в них соответствующие уточнения и исправления.
Несмотря на то, что приведенные основные принципы могут быть пересмот-рены, основная их суть, по всей видимости, останется неизменной. Поэтому каждой, заботящейся о своем честном имени и благополучии, коммерческой организации уже сейчас следует удостовериться в том, что принятые у нее методы и процедуры по предотвращению взяточничества вполне соответствуют условиям ее деятельности и являются действенными.
К коммерческим организациям, подлежащими действию Закона о взяточничестве, относятся юридические лица и товарищества, созданные в соответствии с законодательством любой части Великобритании, независимо от того, в какой части света они осуществляют свою деятельность, а также юридические лица и товарищества, независимо от того, где они созданы, если они осуществляют коммерческую деятельность на территории Великобритании.
Особенное внимание придется уделить украинским компаниям, входящим в состав транснациональных корпораций – налицо необходимость принятия мер и гармонизации своих внутренних положений и бизнес-процессов таким образом, чтобы свести к минимуму риски негативного влияния «правил игры» украинского бизнеса на связанные с ними компании в Великобритании.