Чек-лист при ведении чартерной деятельности в ЕС
15 Квітня, 2021
6
Учитывая приближение яхтенного сезона вопросы организации коммерческой эксплуатации яхт приобретают все большую актуальность. Организация чартерной деятельности является достаточно комплексным мероприятием и включает как вопросы правильного выбора юрисдикции для учреждения чартерной компании и регистрации яхты, так и вопросы налоговой регистрации на территории стран, где осуществляется чартерная деятельность.
Основываясь на нашей практике, мы подготовили небольшой чек-лист основных условий и особенностей ведения чартерной деятельности на территории стран-участниц ЕС, которые необходимо принять во внимание.
1. Таможенный статус яхты на территории ЕС
В соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕС, для ведения чартерной деятельности яхта должна находиться в свободном обращении (англ. – «free circulation») на территории ЕС, иными словами – яхта должна быть импортирована на таможенную территорию ЕС. Это означает таможенное оформление яхты в стране ввоза, оплату импортного НДС и причитающихся таможенных сборов.
При этом эксплуатация яхты в коммерческих целях дает право собственнику вернуть оплаченный НДС на яхту или получить освобождение от оплаты импортного НДС в зависимости от выбранной страны импорта.
Поэтому необходимо внимательно отнестись к выбору страны импорта, а именно, обратить внимание на следующие нюансы:
· где яхта планируется сдаваться в чартер;
· где постоянное место стоянки яхты;
· где зарегистрированы яхта и/или компания-судовладелец
Следует также не забывать, что после помещения яхты в свободное обращение на таможенной территории ЕС яхта, чтобы не утратить европейский статус, не должна находится за пределами территории ЕС дольше, чем 3 года.
2. Коммерческая регистрация
Ведение чартерной деятельности по общему правилу предполагает наличие коммерческой регистрации яхты. При этом, для чартерной деятельности в ЕС необязательно регистрировать яхту под европейским флагом.
Условия коммерческой регистрации являются более строгими, чем прогулочной, так как к коммерческим яхтам применяются больше норм международных конвенций, которым яхта должна соответствовать, например, Конвенции Международной организации труда о труде в морском судоходстве, Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты и др.
Важным нюансом является тот факт, что использование коммерческой яхты в личных целях запрещено, если в отношении такой яхты был оформлен возврат или освобождение от уплаты НДС. В случае если бенефициар чартерной компании решит эксплуатировать
коммерческую яхту сам, ему необходимо заключить официальный чартерный договор и оплатить фрахт по рыночной стоимости.
3. НДС регистрация чартерной компании
После выбора оптимальной юрисдикции для регистрации чартерной компании, следует учесть, что в соответствии с Директивами ЕС 2006/112/EC и 2008/8/EC, она должна быть зарегистрирована НДС-плательщиком в той стране участнице ЕС, где будет осуществляться чартерная деятельность.
НДС регистрация необходима с целью оплаты НДС и последующей подачи отчетности о проведении чартеров налоговым органам стран, где проходил чартер. С этой целью, в большинстве европейских стран назначается местный налоговый представитель, который организовывает оплату начисленного на чартер налога в соответствующие налоговые органы от имени чартерной компании.
Полученный НДС номер также можно использовать с целью получения возврата НДС при приобретении товаров или услуг для коммерческой яхты. При этом важно учесть, что такие товары и услуги должны иметь очевидную связь с яхтой и ее коммерческой эксплуатацией.
4. Специфические требования стран проведения чартера
Выбор страны, где яхта планируется сдаваться в чартер т.е., места, в котором яхта будет поставлена фрахтователям и соответственно происходить поставка им услуг, будет определяющим фактором, так как законодательство этой страны будет напрямую регулировать чартерную деятельность яхты.
Например, законодательство Франции и Монако, допускает коммерческую эксплуатацию прогулочных яхт, находящихся в таможенном режиме временного ввоза и зарегистрированных в реестре по специальной программе «Yacht engaged in trade (YET)».
Особенностью проведения чартеров в Испании является необходимость оформления двух чартерных лицензий для всех яхт, ведущей чартерную деятельность:
· общей чартерной лицензии
· региональной чартерной лицензии – если чартер проходит на территории определенного региона Испании, в котором она требуется.
В Хорватии для яхт, зарегистрированных под неевропейским флагом требуется получение местной чартерной лицензии.
Как мы видим, осуществление чартерной деятельности на территории ЕС сопряжено с большим количеством особенностей, которые необходимо учесть. Поэтому перед началом осуществления чартерной деятельности советуем проконсультироваться с квалифицированными юристами, чтобы оценить все возможные риски и разработать оптимальную структуру.