Еще раз об управлении портами и инвестициями в них
29 Липня, 2008
2
В Черноморско-Азовском бассейне находятся порты Украины, России, Грузии, Турции, Румынии и Болгарии. Все эти страны, за исключением Турции относятся к категории так называемых постсоциалистических, то есть экономические стартовые позиции в начале 90-х г.г. ХХ в. во всем Черноморско-Азовском бассейне были примерно равными, ведь и Турцию трудно отнести к категории высокоразвитых в экономическом отношении стран. Какие же итоги развития портового хозяйства просматриваются по прошествии полутора десятилетий, в течение которых экономика региона двигалась по принципам, которые диктуются рыночными отношениями? Во всех странах Черноморско-Азовского бассейна основные вопросы, связанные с инвестированием портового хозяйства, нашли свое решение. Только в Украине процесс привлечения крупных частных инвестиций в морские порты явно затягивается. Конечно, радикальным решением инвестиционных проблем была бы приватизация портов. Однако, эта перспектива для Украины не выглядит как краткосрочная. Приватизация портового хозяйства по мировым стандартам вовсе не представляется в качестве единственного решения вопросов, связанных с управлением портами и их инвестированием. Так, в таких достаточно развитых рыночных экономических системах, как: итальянская и мальтийская отношение к приватизации портов вовсе неоднозначное; Латвия также пока не идет по пути приватизации морских портов. Действительно, основным препятствием для развития методов управления и инвестиционных схем являются не особенности государственной формы собственности, или публичной собственности вообще, а монополизация собственности, то есть сосредоточение ее в одном центре, что возможно также и в условиях частной собственности. Конечно, если господствующей формой собственности является фактически государственная собственность, тенденция монополизации, как правило, приобретает поистине гипертрофированные масштабы.
В Латвии инвестирование портового хозяйства обеспечивается за счет средств государственного бюджета, денежных фондов Европейского Союза. Фонд ISPA с 2000 по 2006 год выделял Латвии как стране-кандидату порядка EUR 24 млн./год; с 01.05.2004 Латвия получает из Когезионного фонда финансирование порядка EUR 60 млн./год, а из Фонда регионального развития Европы – EUR 30 млн./год. В 1994 г. принята правительственная Программа развития Латвийских портов на период с 1995 по 2010 годы. Создан специальный Фонд развития портов, который является частью госбюджета. Управляет средствами этого Фонда Совет портов Латвии, который работает под общим руководством Премьер-министра. Членами Совета портов являются руководители заинтересованных государственных и муниципальных учреждений. Распорядителем средств Фонда выступает Министерство сообщения. Однако, Фонд не станет финансировать хозяйство, в инвестировании которого не участвуют денежные средства, принадлежащие местному самоуправлению и частному капиталу. В соответствии с законом «О портах» морским портом руководит Правление порта, функционирующее под контролем Кабинета Министров. Все порты являются юридическими лицами, уставный капитал которых принадлежит государству и соответствующему муниципалитету в равных частях. Например, Правление Рижского свободного порта состоит из 8 членов: 4 представителей Рижской городской думы и 4 представителей государства: по одному от министерств сообщения, финансов, экономики и охраны природы.
Российская Федерация пошла по пути приватизации портов. В соответствии с Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001 г.), Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 04.08.2004, морские порты представляют собой открытые акционерные общества, в уставном капитале которых в обязательном порядке участвует государство – федерация, поскольку эти общества считаются стратегическими, то есть обеспечивающими обороноспособность и безопасность государства. При этом государство не имеет не только контрольного пакета акций, но иногда и блокирующего, а является венчурным инвестором. Например: в Азовском, Ейском, Ростовском и Таганрогском морских портах государству принадлежит 25,5%, в Туапсинском – 25%, а в Новороссийском – только 20%. Собственниками контрольных пакетов акций стали федеральные финансово-промышленные группы, которые широко используют оффшорные компании, не консолидируя контрольный пакет. Государственным пакетом акций от имени Российской Федерации управляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое активного участия в инвестировании портового хозяйства и в управлении ним не принимает. Государство позволило приватизировать портовый сектор хозяйства России и тем самым внесло огромный вклад в его развитие, а дальнейшее инвестирование осуществляется самим портом – открытым акционерным обществом и иными операторами, которые ведут хозяйственную деятельность на территории порта.
Мальтийские порты не приватизированы, однако огромное большинство услуг, оказываемых в порту, обеспечиваются частными операторами и юридическими лицами, которые находятся в процессе приватизации. Молы, причалы, то есть инфраструктура портов находится в собственности государства. В 1991 г. было создано Мальтийское морское управление как государственный орган, компетенция которого распространяется на территории, занимаемые портами. Ему были переданы полномочия, ранее принадлежащие Дирекции портов. Управление портами Мальты осуществляет Портовый директорат, который имеет регуляторные и хозяйственные функции. В хозяйственной сфере Портовый директорат не предоставляет портовые услуги непосредственно, а только обеспечивает надлежащий порядок их предоставления. Услуги лоцманов и буксиров, причаливание судов и погрузо-разгрузочные работы, а также иные портовые услуги, требующиеся судам, предоставляются под контролем Портового директората. Источниками доходов, которые инвестируются в портовое хозяйство являются портовые сборы, в том числе якорный сбор, арендная плата и плата за предоставление концессий, а также иные доходы, например, плата за прием отходов с судов. В 1989 г. в порту Марсаскала была основана свободная экономическая зона – Свободный порт. Управление Свободным портом осуществляет Мальтийская корпорация Свободного порта. Она являлась землевладельцем, инвестором и регуляторным органом в Свободном порту. В результате реорганизации 1998 – 2001 г.г. инвестирование портового хозяйства было передано в руки компаний, оперирующих в порту.
В итальянских портах процесс приватизации проходил довольно трудно. Например, в порту Генуи он длился более 10 лет: с 1984 г. по 1994 г. Переход с публичного управления хозяйством на принципы частного управления был чреват значительными осложнениями. Тем временем, международная конкуренция, усилившаяся с развитием интермодальных перевозок, потребовала перестройки централизованного управления, охватывавшего все стороны жизни порта от планирования до выполнения отдельных операций по обработке грузов, на базе рыночных механизмов. Руководство этой перестройкой взяла на себя Независимая корпорация порта (Consorzio Autonomo del Porto – CAP), образованная в 1984 г. В мае 1984 г. стартовала реструктуризация управления портом, в результате которой сложилась трехзвенная корпоративная структура: высший уровень управления и планирования был отведен САР; средний уровень управления был доверен компании «Порт Генуи», которая занималась маркетингом и координацией хозяйственной деятельности в порту; на нижнем операционном уровне находились компании, специализирующиеся на предоставлении портовых услуг непосредственно их потребителям. В результате реорганизации управления количество рабочей силы, занятой в порту, сократилось более чем в 2 раза с 6 489 до 3 214 чел. к 1990 г., что повлекло значительный рост забастовок. В 1990 г. началась заключительная стадия реформирования управления портовым хозяйством, завершившаяся в декабре 1994 г. С 1 января 1995 г. приступило к работе Управление порта, которое не конкурирует с 24 компаниями, оперирующими в порту. Инвестирование портового хозяйства осуществлялось как государством, так и частным капиталом, причем частные инвестиции росли опережающими темпами. В 1992 г. объемы государственного и частного инвестирования сравнялись. В дальнейшем сумма инвестиций частного капитала значительно превзошла государственные инвестиции. За десятилетие к 2002 г. продуктивность труда в портовом секторе Италии увеличилась в 8 раз, что больше чем в любом другом секторе экономики. Это является свидетельством низкого первоначального уровня производительности и очень высоких темпов ее роста в результате эффективной приватизации в этом секторе экономики.
Таким образом, инвестирование портового хозяйства частным капиталом имеет ключевое значение для роста эффективности экономики портов. При этом валовой рост суммы инвестиций может не принести ожидаемого эффекта, если не обращать внимание на механизмы управления портами. Здесь необходимо задействовать как экономические, так правовые рычаги, в особенности административные. При этом следует оптимизировать конкуренцию в портовом секторе, избегая излишней монополизации. Важно заинтересовать администрацию порта в развитии портового хозяйства. Отстранение портовой администрации от подписания договоров аренды, прямое перечисление 70% доходов от аренды недвижимости в порту в бюджет не способствует росту такой заинтересованности, так что уже сейчас, не прибегая к таким радикальным механизмам как приватизация, можно улучшить инвестирование развития портов и оптимизировать управление инвестициями.