Как покупают пароходы
3 Грудня, 2013
3
Сколько стоит «этот пароход» и как его купить? Вопросы, которые для многих становятся отнюдь не риторическими в наше время. Работая в сфере судоходства и анализируя его динамику, можно наблюдать тенденцию к увеличению количества сделок по приобретению морских, речных судов, судов смешанного река-море плавания для обеспечения или развития бизнеса, либо для отдыха и путешествий.
Подготовительные действия и преддоговорный процесс
Первый вопрос, на который должен ответить себе потенциальный покупатель, — что станет конечной целью его усилий. Это может быть создание судовладельческой фирмы, которая будет приобретать суда и сдавать их в аренду судоходным компаниям. Приобретаемое судно может эксплуатироваться в рамках уже существующей структуры как некое обеспечительное средство. Целью может быть создание компании, которая будет владеть и самостоятельно эксплуатировать собственное судно, — и в этом случае оно либо приобретается под определенную грузовую базу или виды работ, либо — без конкретных планов по его коммерческой эксплуатации.
Существует большое количество платных и бесплатных баз данных по мировому флоту (например, www.ships-register.com). На рынке купли-продажи судов «сэконд-хэнд» работает большое количество брокеров (sale-purchase broker). При назначении брокера необходимо проявить внимательность и осторожность, поскольку уже с этого момента к потенциальному судовладельцу могут быть предъявлены финансовые претензии.
В нашей практике был случай, когда фирма, желая сыграть «на понижение», одновременно вела переговоры по поводу одного и того же судна с двумя брокерами и была неаккуратна в переписке. В результате брокерскую комиссию пришлось заплатить обоим брокерам.
Итак, от брокеров стали поступать предложения. В первую очередь, приходит информация о судах, находящихся в «листах открытой продажи» (sale list). Анализируя поступающие предложения, необходимо выделить из них три-четыре приоритетных и далее действовать параллельно по двум направлениям: изучать статус и историю судов, по которым ведутся переговоры, а также согласовывать условия будущей сделки и торговаться по цене.
В начале переговоров название продаваемого судна не будет открыто. Но, получая информацию о нем, можно представить себе историю этого судна: бывших его собственников, как и где эксплуатировалось судно, каким экипажем, кем обслуживалось и т. д. Как известно, претензии по некоторым категориям долгов могут быть предъявлены и после перехода права собственности на судно к новому собственнику. Это претензии по морским требованиям и по вещным искам (in rem), которые предъявляются к судну как к таковому. Как правило, заинтересованному лицу, т. е. новому собственнику, приходится удовлетворять такие претензии, а потом предъявлять регрессный иск бывшему владельцу. Однако в международной практике выработан ряд мер, позволяющих минимизировать подобные риски покупателя судна.
К условиям предстоящей сделки, которые необходимо обсудить и согласовать в первую очередь (т. к. от них зависит сам факт совершения сделки), можно отнести:
- цену продажи судна;
- способ оплаты и валюту платежа;
- проформу, на базе которой будет заключаться договор купли-продажи;
- срок передачи судна от продавца к покупателю;
- порт или регион передачи судна.
В этих вопросах нет мелочей, все должно быть оговорено точно и недвусмысленно. Выбор проформы важен, поскольку заранее становится известен примерный круг взаимных прав и обязанностей, многие процедурные вопросы, набор поставочной документации и т. д. Наиболее распространенной проформой является Меморандум о соглашении (Memorandum of Agreement), разработанный Норвежской ассоциацией брокеров и одобренный Балтийским и международным морским советом (BIMCO), — Saleform. Когда продавец и потенциальный покупатель согласовали основные вопросы по предстоящей сделке и уверены, что хотят и готовы ее заключить друг с другом, следует важнейший этап преддоговорного процесса — направление «твердого (окончательного) предложения» (firm offer) и его подтверждение.
Окончательное предложение должно содержать в себе исчерпывающие формулировки по всем обсужденным вопросам. Направление такого письма контрагенту означает, что, во-первых, на указанных условиях договор может быть заключен, а во-вторых, что на этом переговоры и торг окончены. Получатель такого предложения может с ним согласиться безоговорочно либо предложить свои корректировки, которые, в свою очередь, будут являться его «твердым предложением». Если это новое предложение отвергается, то переговоры прекращаются, а если принимается — то преддоговорный процесс считается завершенным, и стороны переходят к договорному процессу.
Договорной процесс
После принятия решения о заключении договора с одним из контрагентов необходимо уведомить всех остальных лиц, с которыми велись переговоры, об их прекращении.
Продавцы, как правило, предпочитают подписать договор и получить гарантии, а уже затем предоставлять документы и судно для инспекции. Покупатели, естественно, наоборот.
Позиция продавцов объяснима — никто не хочет пускать в «свою кухню» посторонних до последней возможности. Кроме того, инспекция судна может быть связана для продавца с объективными неудобствами, например, разглашением информации о предстоящей продаже судна.
Покупатели же не хотят тратить время на согласование договора и тем более предоставлять гарантии до того, как будут полностью уверены, что это судно полностью соответствует информации, полученной ранее.
Оптимальна следующая последовательность действий: анализ судовых документов, затем подписание договора и предоставление гарантий продавцу, а затем — инспекция судна. Хотя иногда может быть более логичной и другая последовательность.
Исчерпывающий перечень документации, которую целесообразно получить покупателю от продавца, составить сложно. Однако есть некие общие рекомендации.
В первую очередь необходимо получить регистрационные документы судна (как правило, 4 сертификата) и подтвердить статус судна, зарегистрированного собственника и т. д.
Нужно также получить все документы, издаваемые классификационным обществом, осуществляющим надзор за судном, а также сертификаты об изъятиях (Exemption Certificate), если таковые имеются (иногда они издаются классификационным обществом, но чаще — морской администрацией государства флага судна). Можно посоветовать истребовать как комплект действующих (последних) документов, так и предыдущие документы, особенно если действующие изданы недавно.
Важно ознакомиться с документацией по последнему ремонту судна с постановкой его в док. Это могут быть акт осмотра судна в доке (что выявлено), исполнительная ремонтная ведомость (что делалось и в каком объеме), акт выхода судна из дока (не было ли замечаний) и т. д.
Полезно изучить акты проверки судна инспекторами портового контроля. Также рекомендуем ознакомиться со страховыми полисами по судну, со списком зарегистрированных происшествий, с судовой ролью и т. д.
Инспекцию судна необходимо поручать профессиональным сюрвейерам (marine surveyor). Если же инспектируется специальное судно (рефрижератор, газовоз и т. д.), необходимо участие сюрвейера, специализирующегося именно по судам такого типа. Не лишним будет присутствие на инспекции и суперинтенданта, который будет работать с судном после его покупки.
Договор купли-продажи судна и его исполнение
Договор купли-продажи судна должен детально определить взаимоотношения сторон по сделке, как в момент ее исполнения, так и после. Не надо бояться писать объемный договор. Чем детальнее прописаны действия сторон и особенно их последствия — тем лучше. Предоставление покупателем гарантий продавцу является обычной практикой, поскольку с момента подписания договора и определения даты передачи судна покупателю продавец начинает предпринимать действия по подготовке к этой передаче. В случае неспособности покупателя выполнить обязательства по договору и прекращения договора вследствие этого продавец, кроме неудобств, понесет и прямые убытки. Обычно используют депозит в размере до 10 % цены договора.
После вышеописанных действий стороны должны начинать подготовку к процедуре приемки-передачи судна. Продавец приводит в порядок судовые документы и запасы, производит финансовые сверки и взаиморасчеты со всеми контрагентами и экипажем, готовит комплект документации, которую он передаст покупателю.
У покупателя задача более сложная. С момента приемки все риски и ответственность, связанные с судном, лежат на нем. В протоколе приемки-передачи судна обязательно нужно указывать не только дату, но и точное время суток, когда подписывается договор. К этому же моменту у покупателя должны быть действующие страховые полисы, готова инфраструктура берегового офиса, сформирован и доставлен на борт судна экипаж, достигнуты договоренности с классификационным обществом, определено место будущей регистрации судна и т. д.
Как правило, на судно для приемки выезжает группа специалистов. В большинстве случаев мы предлагаем сторонам подписывать протокол приемки-передачи судна не на борту, а в месте, выбранном сторонами для совершения процедуры официальной передачи судна (документального оформления завершения сделки), после получения соответствующих подтверждений от лиц, находящихся на борту судна.
Ключевым документом сделки является купчая (Bill of Sale) на судно — правоустанавливающий документ. Bill of Sale — односторонний документ, подписываемый полномочным представителем продавца судна и выполняющий три основные функции:
- во-первых, узаконивается передача от продавца в пользу покупателя всех прав и законных интересов касательно судна,
- во-вторых, подтверждается получение оплаты за судно и,
- в-третьих, гарантируется, что судно на момент продажи свободно от любого рода обременений (залогов, морских требований, чартеров и т. д.).
Подпись продавца под купчей необходимо удостоверить, а документ в целом легализовать для международного использования. Допускается, чтобы такое удостоверение совершили свидетели, коими могут выступить юристы или брокер, подписи которых, в свою очередь, будут заверены консулом страны, где в дальнейшем покупатель будет регистрировать судно. Такую форму удостоверения и легализации можно избрать, если покупатель точно знает, где будет регистрировать судно, и уверен, что не будет его перерегистрировать.
Мы рекомендуем нотариально удостоверить подпись продавца, а затем легализовать купчую в соответствии с требованиями Международной конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961 год). Многие морские администрации для регистрации судна, наряду с купчей, требуют предоставления согласия на продажу[A1] (Acceptance of Sale). Это также односторонний документ, но подписываемый уже покупателем. Как мы уже указывали, одновременно с правами на судно к покупателю переходит и большой объем обязанностей и ответственности, поэтому логично истребовать письменное подтверждение его согласия на это.
В комплект «поставочной» документации необходимо включить и документы, подтверждающие отсутствие зарегистрированных обязательств (долгов) по месту регистрации судна. Также нужно истребовать от продавца справки и письма от портовых агентов, поставщиков, коммерческих контрагентов, капитана судна и т. д., подтверждающие отсутствие долгов и морских требований к судну.
Кроме того, покупателю предоставляется обязательство продавца снять судно с учета и получить свидетельство (Deletion Certificate), а также техническую документацию и т. д.
В упомянутой проформе Saleform 2012 предполагается покупателю уплатить цену до приемки судна. Эта схема привычна для развитых стран. Но нашим соотечественникам, по понятным причинам, присуща боязнь осуществления предоплаты. Продавцу же передавать судно и поставочную документацию, не получив оплаты, также некомфортно. Поэтому часто мы используем трехсторонний договор типа эскроу, который подписывается продавцом, покупателем и нашей юридической фирмой. По этому договору нами принимается на хранение комплект поставочной документации, который передается покупателю только после должного подтверждения им факта оплаты. Либо, по истечении оговоренного срока, документы возвращаются продавцу.
По нашей практике, если Вы будете придерживаться такого алгоритма, это наверняка обеспечит Вам максимальное управление рисками при переходе права собственности на судно, а также предотвратит споры и убытки в процессе исполнения сделки.
© А. Ницевич, Н. Мельников, 2013
для журнала «Порты Украины»