Как выбрать флаг для яхты
10 Березня, 2014
4
В рамках динамично развивающегося крупного торгового судоходства, развитие спроса и предложения в яхтенном бизнесе также очевидно. Увеличивается количество судостроителей и дилеров, владельцы яхт становятся более искушенными в вопросах постройки, купли-продажи и т.д.
За последние годы количество яхт в маринах значительно возросло. Порой даже кажется, что яхтенная индустрия в какой-то мере превращается в поле для соревнований между владельцами мега-яхт.
Яхтенная инфраструктура эволюционирует, предлагая своим клиентам новые услуги и привилегии. Так, крюинговые агентства начали предоставлять своим клиентам услуги по подбору экипажа и персонала не только для работы на крупных судах, но и на прогулочных яхтах.
Не вызывает сомнений тот факт, что яхта, независимо от длины, тоннажа и других характеристик, – это судно. Что представляет собой судно? Этот вопрос гораздо более сложный. Принято считать, что юридическими признаками судна является флаг и национальность, регистрация и идентификация. При этом именно регистрация в судовом реестре (национальном или международном) является ключевым моментом, с которого начинается существование судна как субъекта права.
В данной статье мы рассмотрим два основных правовых аспекта владения яхтой: приобретение и регистрацию, а также затронем вопрос страхования.
1. Оформление покупки и постройки
При рассмотрении вопроса приобретения права собственности на яхту наиболее популярны два способа: покупка яхты (новой или неновой) и строительство яхты.
При покупке яхты сторонами взаимоотношений являются продавец и покупатель, которым необходимо, среди прочего, помнить о:
1. предпродажной проверке технического состояния яхты (с привлечением специализированной сюрвейерской компании);
2. предпродажной проверке контрагента и действующих судовых/корпоративных документов;
3. обязательном оформлении договора купли-продажи;
4. разработке и соблюдении схемы взаиморасчетов.
При купле-продаже продавец обязательно должен издать на имя и в пользу покупателя Купчую (Bill of Sale) – односторонний документ, выполняющий три основные функции:
1. подтверждение перехода права собственности на яхту от продавца к покупателю;
2. подтверждение получения оплаты за яхту;
3. гарантия того, что яхта на момент продажи свободна от любого рода обременения (залога, морского требования и т.д.).
Без Купчей зарегистрировать яхту в последующем будет проблематично, а в большинстве международных реестров – просто невозможно.
При строительстве яхты сторонами взаимоотношений являются судостроитель (исполнитель, подрядчик) и клиент (заказчик).
Существенные аспекты (как юридические, так и технические) судостроительного процесса:
1. обязательное оформление договора на строительство яхты;
2. проектная документация может предоставляться как самим заказчиком, так и подрядчиком;
3. построенная яхта должна соответствовать проекту;
4. надзор за строительством осуществляет заказчик и выбранное им классификационное общество.
По окончании строительства подрядчик, кроме технической документации, предоставляет заказчику Строительный сертификат (Builder’s certificate) – правоустанавливающий документ.
Посредством данного Сертификата судостроитель заявляет о том, что яхта построена в пользу заказчика и передана последнему согласно договору на строительство.
2. Регистрация яхт
Выбор флага для своей яхты – вопрос, непременно возникающий перед всеми владельцами яхт.
На первый взгляд, решение этого вопроса достаточно простое: выбрал флаг, подготовил документы по списку, при необходимости провел техническое освидетельствование яхты, уплатил государственные сборы и пошлины и – готово!
Вникнув в вопрос выбора флага глубже, собственник понимает, что выбрать флаг порой не так-то просто.
В преддверии принятия в Украине Закона «О Международном реестре морских и речных судов Украины» и, соответственно, создания второго судового реестра, вопрос выбора флага для яхты не только не теряет своей актуальности, но и получает новое звучание.
Не секрет, что сегодня наиболее популярно регистрировать яхты не в национальных реестрах, а под «удобными» флагами. Мы поддерживаем идею создания в Украине Международного реестра, который гармонично сочетал бы преимущества национальных реестров и удобного флага.
Зачем нужны международные судовые реестры и почему яхту целесообразнее зарегистрировать под удобным флагом?
Здесь логика проста. Если владелец покупает яхту стоимостью, допустим, до 30 тыс. долларов США, и не уделяет этой покупке большого внимания, то ему проще заплатить таможенные пошлины и налоги (примерно 30% стоимости) и ввезти яхту в Украину для регистрации под украинским флагом.
Но если приобретение более крупное, и владелец думает на перспективу, то здесь есть смысл задуматься о легальной экономии на платежах, вопросах конфиденциальности владения и использования яхты, и даже о ее возможной дальнейшей продаже.
Именно эти причины и побуждают регистрировать яхты под иностранными флагами.
Какое основное отличие между строго национальным и международным реестром? Главное отличие состоит в следующем:
1. собственником яхты, зарегистрированной в национальном реестре, может быть только физическое лицо – гражданин либо юридическое лицо, зарегистрированное в государстве флага, а
2. собственником яхты, зарегистрированной в международном реестре, может быть либо любое физическое/юридическое лицо, независимо от национальности, либо лицо из ограниченного перечня регионов.
Приведем примеры.
В Республике Панама собственником яхты, зарегистрированной под панамским флагом, может быть любое физическое/юридическое лицо независимо от национальности.
Собственником яхты, зарегистрированной в Джерси, может быть любое физическое/юридическое лицо, зарегистрированное в Британском содружестве (например, Англия, Белиз, Британские Виргинские острова и др.) или ЕС.
Процедура регистрации яхты в реестре того или иного государства зависит от ряда факторов, в первую очередь – это, конечно, тип реестра и требования, выдвигаемые к собственнику и самой яхте, среди которых:
– Ограничения реестра флага по тоннажу яхты. Например, на Кипре, Мальте и в Панаме ограничения по тоннажу для яхт отсутствуют. А в Джерси может быть зарегистрирована прогулочная/коммерческая яхта, общей валовой вместимостью не более 400 РГТ.
– Планируемый способ эксплуатации яхты: коммерческая, либо в личных целях. К коммерческим яхтам применяются отличные от прогулочных яхт требования, связанные, прежде всего, с соблюдением международных морских конвенций и соответствием яхты установленным техническим нормам/стандартам.
– Техническое освидетельствование яхты. По правилам определенных реестров яхта должна пройти освидетельствование на предмет технической безопасности, причем особые требования предъявляются к яхтам, которые будут эксплуатироваться в коммерческих целях, например, сдаваться в чартер. Такое освидетельствование обеспечивается соответствующим классификационным обществом, которое признается регистром и присваивает яхте класс.
Реже требование проведения сюрвейерского осмотра выдвигается и к прогулочным яхтам. Так, для регистрации прогулочной яхты на Мальте или в Джерси необходимо получить Тоннажный сертификат.
3. Страхование яхт
Наиболее популярным и востребованным сегодня методом защиты интересов владельцев яхт является страхование.
Однако, многие счастливые обладатели яхт слабо ориентируются в страховых отношениях. А страхование яхт – это весьма своеобразный страховой продукт, требующий опыта и специальных знаний.
При страховании яхты очень важно выбрать «правильного» страховщика, который будет добросовестным партнером, готовым прийти на помощь в случае наступления страхового случая.
При выборе страховой компании владелец яхты должен учитывать следующее:
1. страховщик должен иметь хорошую репутацию и высокий рейтинг;
2. страховщик издает гарантии, которые принимаются как надежный финансовый инструмент;
3. страховщик внимательно работает с претензиями и платит по ним.
В практике страхования яхт существуют два основных вида страхового покрытия:
1. страхование корпуса, двигателей и оборудования яхты, хотя у страховщиков более приняты термин “КАСКО” и англоязычный термин – Hull & Machinery или H&M;
2. страхование ответственности судовладельца перед третьими лицами (у страховщиков – Third Party Liability или P&I).
При необходимости и желании, владелец яхты может застраховать и другие (дополнительные) риски, связанные с владением/эксплуатацией яхты, например: здоровье/жизнь экипажа, вред от военных действий/забастовок/гражданских беспорядков/скрытых заводских дефектов и др.
Практика нашей компании показывает, что почти каждая яхта требует специального подхода и возможно – подбора индивидуальной (оптимальной) схемы ее приобретения, регистрации и страхования.
Интересной для обсуждения остается тема создания в Украине яхт-клубов, которая, к сожалению, в последнее время не получает своего развития ввиду различных факторов, как-то: земельные отношения, сложности при оформлении и т.д.
Как известно, вопрос открытия для мореплавания внутренних водных путей Украины также остается открытым и актуальным для яхтсменов, хотя определенные подвижки в этом вопросе уже есть. Например: постановление КМУ «Некоторые вопросы захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины» № 155 от 29.02.2012. Реалии же таможенного законодательства и практические проблемы, возникающие при таможенном оформлении иностранных яхт (особенно по вопросам временного ввоза), отнюдь не способствуют позиционированию Украины как морской державы. Впрочем, и в этом отношении имеется движение в позитивном направлении. Так, согласно последним изменениям, произошедшим в законодательстве, транспортные средства личного пользования, классифицируемые по товарной позиции 8903 согласно Украинскому классификатору товаров ВЭД, а именно: яхты и другие плавучие средства для досуга или спорта могут использоваться гражданами, которые ввезли их в Украину, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза, то есть по доверенности.
Опубликовано в журнале “Порты Украины” №2.