Международная перевозка опасных грузов
1 Вересня, 2014
2
Международная торговля немыслима без перевозки грузов, которая имеет также международный характер. Перевозки грузов можно классифицировать по различным основаниям:
– по виду транспорта;
– по способу организации;
– по географическому критерию и др.
Одним из важнейших критериев для конкретизации перевозки является характер самого груза. По этому критерию грузы можно разделить на опасные и прочие, то есть не являющиеся опасными, т. наз. грузы общего назначения. От вида груза, определенного по этому критерию, зависит очень многое в организации конкретной перевозки, упаковке, маркировке груза, а также иные условия перевозки. Разумеется, при организации конкретной грузоперевозки необходимо определить и другие характеристики перевозки, в частности, каким видом транспорта будет осуществляться перевозка опасного груза. Дело в том, что опасные грузы – это очень широкий класс самых разнообразных товаров, который объединяется тем, что свойства предмета таковы, что их проявление может нанести вред личности, имуществу, либо окружающей среде в результате взрыва (пожара), отравления, инфицирования, облучения (радиационного заражения) и других подобных факторов, создающих угрозу повышенного риска случайного причинения вреда.
Эти факторы в сочетании с физико-химическими характеристиками грузов положены в основание классификации опасных грузов, разработанной по инициативе ООН. В соответствие с этой классификацией выделяется девять классов опасных грузов, которые можно дальше делить на подклассы, категории и группы.
К первому классу относятся взрывоопасные вещества и изделия.
Второй класс составляют газы.
Легковоспламеняющиеся жидкости – это третий класс.
Что касается четвертого класса, то в него входят легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия; вещества, способные к самовозгоранию, а также вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой.
В пятый класс вошли окисляющие вещества, то есть такие вещества, которые необязательно являются горючими сами по себе, но могут вызывать или поддерживать горение других материалов, обыкновенно путем выделения кислорода.
Токсические и инфекционные вещества составили шестой класс.
Седьмой класс – радиоактивные вещества.
Восьмой класс составили коррозионные вещества.
Наконец, девятый класс – это все прочие опасные вещества и изделия, которые не могут быть отнесены к вышеприведенным классам. Например, наркотические вещества ближе всего к токсическим, но, строго говоря, таковыми не являются, поэтому их принято относить к девятому классу.
Важно определить, какое именно свойство данного конкретного груза является наиболее опасным, не упуская из вида и всех прочих свойств груза, которые могут представлять собой опасность для жизни и здоровья, причем не только людей, но и животных, окружающей среды и имущества, в том числе других грузов и транспортных средств.
Разумеется, большое значение имеет не только характер опасности груза, но и степень, уровень опасности, которую предполагают свойства конкретного груза при его перевозке. Высокая, средняя и низкая степень опасности – это основные категории, которыми характеризуется степень опасности груза.
Риски при перевозке опасных грузов и способы их минимизации
Увеличение эффективности производства продукции, которое определяется научно-техническими инновациями в промышленности динамично развивающихся стран, все чаще выражается в использовании опасных веществ и материалов. Такая тенденция приводят к увеличению объемов перевозимых опасных грузов. Большинство опасных грузов благополучно, без происшествий, достигает места своего назначения. Однако риск возникновения происшествия существует на любом этапе перевозки, как во время движения, так и при хранении грузов в стационарных сооружениях (складах).
При осуществлении перевозки опасных грузов, экспедиторы и грузовладельцы должны учитывать следующие факторы:
- Риски при перевозке опасных грузов и основания их возникновения.
- Способы избежания и минимизации рисков, а также снижения убытков экспедиторов и грузовладельцев.
Риски при перевозке опасных грузов и основания их возникновения
Экспедиторы и грузовладельцы должны понимать и осознавать, что человек может подвергнуться риску и быть пораженным опасным веществом при происшествиях на железнодорожных путях и станциях, автодорогах и грузовых терминалах, судах (морских и речных) и портовых складских помещениях. Перевозка опасных грузов с минимальным риском возможна только при соблюдении установленных требований относительно упаковки, маркировки, стафировки, и в целом перевозки опасных грузов.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими международную перевозку опасных грузов, являются:
- Международные автоперевозки:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 2013 года (ДОПОГ 2013);
- Международные водные перевозки:
- Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);
- Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ);
- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ADN);
- Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ).
- Международные железнодорожные перевозки:
- Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам (ППОГ);
- Правила международной перевозки опасных грузов по железным дорогам (RID);
- Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (ППЖГ);
- Международные авиаперевозки:
- Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (ICAO TI).
Все эти документы являются обязательными для исполнения при осуществлении международных перевозок опасных грузов по территории государств, которые ратифицировали соответствующие конвенции и соглашения.
Какие же риски могут возникнуть? На любом этапе перевозки может произойти перегрев химических веществ, их расплескивание или просыпание, и как следствие, окисление, утечка жидких веществ, паров и газа, пожар и взрыв.
Как правило, такие риски возникают в связи с неверной идентификацией и/или неадекватной оценкой степени опасности груза; ошибкой и/или неточностью в перевозочных документах; недостоверной и/или неточной информацией, которая передается между грузоотправителем, экспедитором, грузополучателем и иными лицами, участвующими в перевозке и несущими ответственность за документирование, упаковку и обработку опасных грузов; необеспечением безопасности и эффективности перевозки (неверная и/или ненадлежащая упаковка, маркировка, стафировка/укладка); ошибкой и/или халатностью в действиях лиц, которые непосредственно осуществляют стафироку/укладку груза и его перевозку.
Способы избежания и минимизации рисков, а также снижения убытков экспедиторов и грузовладельцев
Неверная идентификация или неадекватная оценка опасности груза зачастую служат основанием к возникновению рисков на любом этапе перевозки опасных грузов. В Украине, к сожалению, компетентный орган, который проводит классификацию опасных грузов, отсутствует. В связи с этим, грузовладельцы и экспедиторы вынуждены самостоятельно определять степень опасности груза. Зачастую, грузовладельцы и/или экспедиторы неправильно определяют степень опасности груза или вовсе не относят груз к опасному, и, следовательно, не идентифицируют его как таковой.
При приемке груза экспедитор должен внимательно изучить грузовую документацию и постараться адекватно оценить степень опасности груза. В свою очередь, грузовладельцам рекомендуется прибегать к услугам специализированных агентств/компаний, которые проводят идентификацию груза.
Одним из оснований возникновения рисков также является неточность и/или ошибки в перевозочных документах. Главная задача перевозочных документов состоит в обеспечении наличия точной и надежной информации о перевозимых опасных грузах, отвечающей нормативным требованиям. Достоверная и точная информация обеспечивает безопасность и эффективность перевозки опасных грузов. Если соответствующая информация об опасном грузе отсутствует, то фактически невозможно правильно организовать перевозку такого груза.
С целью избежания ошибок или неточностей количество и перечень документов сведены к минимуму, а требования к документации простые и сводятся только к обеспечению наличия основной информации. При этом количество и перечень документов при перевозке опасных грузов, а также их содержание, зависят от вида и количества перевозимых опасных грузов, способа и маршрута их перевозки.
Таким образом, экспедиторам рекомендуется как можно аккуратней и точнее заполнять документацию, а также проверять предоставленные документы
Хранение, стафировка и перевозка опасного груза напрямую зависят от информации о грузе, которая предоставляется грузовладельцем. Недостоверная или неточная информация может привести к нарушениям требований относительно упаковки, маркировки, условий хранения, стафировки и перевозки опасного груза. Довольно часто в процессе перевозки грузов неверная стафировка приводит к повреждению упаковки (биг-бэгов) и просыпанию опасного груза, который при контакте с воздухом окисляется, может взорваться или спровоцировать возникновение пожара. Таким образом, грузовладелец, экспедитор, подрядчики и третьи лица могут понести не только значительные убытки, но и нанести вред окружающей среде и здоровью людей.
При организации перевозки опасных грузов, грузовладельцам следует предоставлять экспедитору достоверную и точную информацию о грузе, и ни в коем случае не скрывать ее с целью избежания необходимости получения/предоставления дополнительных документов или уменьшения стоимости перевозки опасного груза. Такая экономия может привести к возникновению значительных убытков.
Обязанность обеспечить безопасную и эффективную перевозку, как правило, возлагается на экспедитора. В случае если груз перевозится на условия FCA (Free Carrier/ Франко Перевозчик), то обязанность по упаковке, маркировке и стафировке возлагается на продавца (грузовладельца), если иное не оговорено сторонами. Так, в соответствии с п. А9 ИНКОТЕРМС 2010, продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое предписывается властями страны вывоза. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора не известит продавца о специфических требованиях к упаковке. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом.
Рекомендации ООН по перевозки опасных грузов определяют тип упаковки и маркировки для каждого типа опасного груза, а также способы стафировки.
При этом необходимо помнить, что запрещается отгрузка опасного груза, документы на который не отвечают требованиям Правил перевозки опасных грузов, Рекомендаций ООН, Международных соглашений и т.д., а также если транспортное средство или его оборудование не соответствуют установленным требованиям для перевозимого опасного груза.
При приеме опасного груза к перевозке необходимо проверять транспортные документы. Следует убедиться, что в транспортных документах указана вся информация о перевозимых опасных грузах, а также груз соответствует сведениям, указанным в транспортных документах.
При несовпадении данных лучше отказаться от приема опасного груза к перевозке!
Памятка для грузовладельцев и экспедиторов
Грузовладельцам следует:
- передавать опасные грузы к перевозке, которые соответствуют требованиям правил, рекомендаций ООН, Международных соглашений и Конвенций о перевозке опасных грузов;
- передавать опасные грузы к перевозке, если они классифицированы и допущены к перевозке;
- указывать номер ООН опасного груза, его надлежащее отгрузочное наименование, класс (подкласс, группу), и тип/группу упаковки, в случае необходимости, а также номера образцов знаков опасности;
- предоставлять перевозчику необходимые сведения и перевозочные документы;
- использовать тару/упаковку, которая допущена и пригодна для перевозки, а также имеет соответствующую маркировку;
- получить письменные сведения об опасном грузе, а также документы, необходимые для выполнения грузоотправителем своих обязанностей, если грузоотправитель действует от имени третьего лица.
Экспедиторам следует:
- удостовериться в том, что опасные грузы, подлежащие перевозке, допущены к перевозке;
- проверить наличие необходимых перевозочных документов и их соответствие установленным требованиям;
- проверить, чтобы транспортные средства (машины, вагоны), тара (контейнеры, автоцистерны) были в исправном состоянии, а опасные грузы не имели явных повреждений, загрязнений опасными веществами и не протекали;
- проверить соответствие маркировки транспортных средств установленным требованиям;
- проверить наличие на транспортном средстве дополнительного оборудования и средств индивидуальной защиты, которые указаны в письменных инструкциях на случай аварии или чрезвычайной ситуации.
Транспортный бизнес является сложной цепочкой отношений с разнообразными обязательствами между различными субъектами. Существуют многочисленные риски, связанные с причинением вреда (убытков) не только контрагенту, но и третьим лицам, что влечет ответственность перед последними. Не стоит пренебрегать необходимостью страхования своей ответственности, т.к. ответственность за вред/убытки можно «переложить на плечи» страховщика при наличии соответствующего страхового покрытия.
Риски, связанные с повреждением, порчей, утратой груза в процессе перевозки являются неотъемлемой частью транспортного бизнеса. Будучи экспертами в сфере защиты интересов, как транспортных компаний, так и грузовладельцев, мы можем помочь вам относиться к происшествиям с грузами гораздо спокойнее. Происшествия с грузами являются частью перевозки, ответственность за которые можно «переложить на плечи» страховщика или избежать, выполняя вышеуказанные рекомендации.
Опубликовано в журнале “Порты Украины”.