Новый порядок госзакупок
11 Жовтня, 2011
3
Закон Украины № 3681-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» опубликован 3 августа 2011 года и вступит в силу 2 октября 2011-го.
Данный закон был принят Верховной Радой Украины еще 17 мая, однако он вызвал замечания со стороны Евросоюза, высказанные, в частности, представителями Всемирного банка и Еврокомиссии. 17 июня Президент Украины ветировал закон и вернул его в парламент со своими предложениями. 8 июля Верховная Рада приняла этот закон с учетом всех предложений Президента, а 28 июля закон был подписан Президентом Украины.
Принятые изменения в Закон о госзакупках можно считать неким компромиссом между попытками радикального реформирования действующей системы госзакупок и принципиальной позицией Всемирного Банка и Еврокомиссии.
Закон вводит целый ряд изменений, большая часть из которых является скорее технической. Но есть и изменения, которые можно назвать кардинальными.
Изменена процедура закупки у одного участника: теперь нет необходимости согласования заказчиком с Минэкономразвития проведения закупки по такой упрощенной процедуре. Кроме того, предусмотрена возможность проведения закупки у одного участника при неотложной необходимости в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые не позволяют заказчикам придерживаться сроков для проведения процедур торгов по конкурсу.
Изменяется круг субъектов, на которых распространяется сфера действия закона. Теперь порядок госзакупок обязателен для государственных и коммунальных предприятий только в том случае, если предприятие подпадает под один (хотя бы один) из следующих критериев:
1) предприятие пользуется налоговой льготой;
2) предприятие в соответствии с законом освобождено от обязательства оплачивать задолженность перед бюджетами по социальному страхованию;
3) получает прямую или опосредованную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части затрат или возмещения процентов по кредитам.
Так будет ли обязательна процедура госзакупок для государственных портов?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с понятием «налоговая льгота». Согласно п. 30.1., налоговая льгота — предусмотренное налоговым или таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности относительно начисления уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере. При этом основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризуют определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общее значение осуществляемых ими затрат.
Как видим, порт может попасть в категорию «льготников», если считать налоговой льготой, например, освобождение от НДС портовых сборов при международной перевозке (п.197.9 Налогового кодекса Украины).
А вот с определением понятия «бюджетной поддержки» еще сложнее. Действующее законодательство такого определения не содержит. По-видимому, потребуются дополнительные разъяснения. В противном случае каждому государственному или коммунальному предприятию придется на свое усмотрение и на свою ответственность трактовать данное понятие.
Кроме того, вводится положение о том, что в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере природных монополий (именно таким предприятием является порт), особенности проведения закупки определяются отдельными законами. На данный момент такого специального закона нет. Однако закон «О портах», который, как мы полагаем, появится в скором будущем, может содержать положения и о закупке, которые будут превалировать над нормами Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».