Новое в разрешении хозяйственных споров
15 Липня, 2001
1
Судебная реформа, в которой так нуждалась судебная система Украины, остававшаяся практически неизменной со времени обретения Украиной независимости, наконец-то начала активно претворяться в жизнь. Процесс реформирования судебной системы в полном объеме начался по окончании действия переходных положений Конституции Украины. Так, были приведены в соответствие с действующей Конституцией Украины законы о судоустройстве, а вследствие этого и процессуальные законы. Можно с уверенностью сказать, что судебная система в том виде, в котором она существует сейчас, не претерпит радикальных изменений еще не один год. Изменения, которые её коснутся, будут относиться только к сглаживанию определенных шероховатостей и недостаточной регламентации отдельных судебных процедур.
Наиболее актуальными для предприятий, субъектов хозяйственной деятельности являются изменения, произошедшие в системе бывших арбитражных судов, так как именно к их компетенции относилось рассмотрение хозяйственных споров. По этой причине в рамках данной публикации коротко остановимся на основных изменениях, произошедших в структуре судов, а также коснувшихся процесса рассмотрения дел и обжалования судебных решений.
На первый взгляд не заметное, но очень существенное изменение заключается в том, что созданные на базе арбитражных хозяйственные суды как специализированные включены в систему судов общей юрисдикции.
Хозяйственные суды сейчас представляют собой единую трехзвеньевую систему, состоящую из местных хозяйственных судов, апелляционных хозяйственных судов, созданных по региональному принципу, и Высшего хозяйственного суда (ВХСУ). Решение ВХСУ может быть пересмотрено в кассационном порядке Верховным судом Украины. Таким образом, мы видим, что система судов, компетентных разрешать хозяйственные споры, имеет четыре инстанции, способные изменить или отменить решение. Система арбитражных судов имела таких инстанций пять (суд первой инстанции, надзор областного суда, надзорная коллегия ВАСУ, Пленум ВАСУ, Президиум ВАСУ). Однако, несмотря на наличие этих инстанций, обязанность рассмотреть заявление о проверке в порядке надзора возлагалась только на председателя (его заместителя) областного суда и судебную коллегию Высшего арбитражного суда. Правом обратиться в Коллегию и Президиум ВАСУ были наделены только Генеральный прокурор и председатель ВАСУ (их заместители). Сейчас же хозяйственные суды вышестоящей инстанции обязаны рассматривать жалобы сторон на решения (постановления) нижестоящих судов, а это значит, что количество инстанций, в которых возможно добиться отмены незаконного решения суда увеличилось с трех до четырех. Этим существенно расширено право сторон на обжалование судебных решений.
Важным нововведением в хозяйственном судебном процессе стало то, что во всех инстанциях рассмотрение жалоб проводится с участием представителей сторон. В арбитражных судах стороны имели возможность представлять свои интересы только в суде первой инстанции (институт проверки в порядке надзора с обязательным вызовом сторон возник незадолго до принятия действующего Хозяйственного процессуального кодекса).
Хозяйственным кодексом установлен порядок предоставления новых доказательств при рассмотрении жалоб в апелляционном суде и ВХСУ. Так, дополнительные доказательства принимаются апелляционным судом к рассмотрению только в том случае, если сторона обосновала невозможность их предоставления в суде первой инстанции по не зависящим от нее причинам. ВХСУ, как кассационная инстанция, не устанавливает фактические обстоятельства дела, а только проверяет применение судом первой или апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Важным нововведением является возможность обжалования постановления ВХСУ в Верховный суд Украины. Наиболее реалистичными основаниями для обжалования постановлений ВХСУ является их несоответствие решениям Верховного суда Украины или Высшего суда иной специализации по вопросам применения норм материального права, а также разное применение ВХСУ одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта в аналогичных делах. Таким образом, найти основание для обжалования проще, обладая базой решений по различным делам. Кроме того, следует учитывать, что Верховный суд обладает правом отменить постановление ВХСУ в случае неправильного применения последним норм материального права (Ст.111-19 ХПК Украины). Таким образом, основания для обжалования довольно узкие, в отличие от оснований для отмены постановления.
Изменены также сроки обжалования. Апелляционная жалоба может быть заявлена в 10-дневный срок, в отличие от ранее существовавшего двухмесячного срока на подачу заявления о проверке решения (постановления) в порядке надзора. Такое изменение существенно сокращает срок подготовки апелляционной жалобы, учитывая, что определенное время уходит на почтовую доставку полного текста решения стороне. Положительным в процедуре апелляции является то, что в случае обжалования решение вступает в силу только в случае, если не будет отменено (а может быть изменено) апелляционным судом. Общий срок вступления решения в силу составляет 10 дней после вынесения. Постановление апелляционного суда вступает в силу с момента вынесения. Заявления в кассационную инстанцию вносятся как на решения местных хозяйственных судов, так и на постановления апелляционных в месячный срок со дня их вступления в силу. Пропущенные процессуальные сроки, как и ранее, могут быть восстановлены по ходатайству стороны в случае установления судом уважительности причин их пропуска.
Еще одним важным изменением является введение обязательного протоколирования судебных заседаний. В уголовном и гражданском процессе протоколами зачастую закрепляются свидетельские показания. При рассмотрении хозяйственных дел свидетельские показания, как и ранее, не служат доказательствами и не принимаются судом. Протоколирование судебного процесса в хозяйственных судах позволяет зафиксировать предоставление суду доказательств по делу, соблюдение всех процессуальных процедур, степень реализации прав сторон в процессе. На основании протокола можно сделать вывод о наличии процессуальных нарушений, которые могут привести к отмене решения. Это тем более актуально, поскольку нарушение процессуальных прав отнесено к основаниям для отмены судебного решения.
Действующей редакцией Хозяйственного процессуального кодекса досудебный (претензионный) порядок отнесен разряду договорных процедур. Его несоблюдение может служить основанием для возврата заявления без рассмотрения лишь в случае, если такой порядок прямо предусмотрен договором, на основании которого возник спор. Исключение составляет категория споров, по которым досудебное урегулирование является обязательным в силу закона. Во всех других случаях истец не связан необходимостью соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, а может непосредственно обращаться с исковым заявлением в хозяйственный суд по подсудности спора.
Определенные новации были внесены касательно участия в судебном процессе иностранных предприятий. Статья 124 ХПК предусматривает, что хозяйственные суды имеют право рассматривать дела при участии иностранных предприятий и организаций в случаях, если местонахождением им филиалов, представительств, обособленных подразделений является территория Украины, или же если на территории Украины размещено недвижимое имущество, относительно которого возник спор. Арбитражные суды не принимали к рассмотрению иски к ответчикам, местонахождение которых было за рубежом.
Иностранные предприятия, как и ранее, пользуются правом обратиться с исками к украинским предприятиям в соответствии с общими правилами подсудности, пользуясь всеми процессуальными правами стороны по делу.
В завершение можно отметить, что введение системы хозяйственных судов существенно усложнило судебный процесс, что конечно же требует дополнительной квалификации от юристов. Однако в результате такого усложнения появились более совершенные механизмы обжалования решений, а также новые правовые процедуры, позволяющие в случае их умелого использования эффективно добиваться справедливого и законного решения хозяйственных споров.