О свободной практике
16 Червня, 2011
6
Ситуация с реализацией в Украине института свободной практики является великолепным примером того, как тесно связаны такие понятия как воля и закон.
Как можно объяснить, почему механизм, который эффективно работает в одном порту, принося совершенно очевидную прибыль как частному бизнесу, так и государству, полностью отсутствует в других портах той же страны?
Учитывая, что законодательная база Украины едина для всех независимо от подчиненности и географии, есть только одно объяснение, почему данная инициатива родилась и успешно работает в Одессе, – именно здесь присутствует сильная воля субъектов транспортного процесса, направленная не только на повышение цифровых показателей, но на перспективное развитие транспортной отрасли страны в целом.
Бесспорный факт, что главным источником этой воли и двигателем перемен является руководство Одесского морского торгового порта. В данном случае, портовые власти прошли весь путь от разработки необходимой правовой базы для реализации свободной практики в Украине, до убеждения каждого из региональных представителей государственных органов и служб в необходимости совершенствования и возможности осуществления в правовом поле Украины соответствующих процедур.
Несмотря на крайне скудную нормативную базу, свободная практика в Одесском порту реально работает, экономя немалое время, и уже приносит ощутимую экономическую выгоду всем участникам транспортного процесса, включая государство. Больше того, в ближайших планах – внедрение еще более эффективных механизмов обмена информацией между необходимыми службами и участниками транспортного процесса.
Значит, при наличии воли недостаточное нормативное урегулирование не является проблемой для развития, в данном случае, транспортной области.
Зеркальным примером связи между, теперь уже, отсутствием воли при наличии необходимых законодательных норм, является ситуация с таможенным оформлением грузов в портах. Бесчисленное количество законодательных и подзаконных актов, регулирующих данный процесс, без политической воли руководства страны и отрасли, в том числе на формирование эффективного органа управления портами, нисколько не помогает разрубить узел таких накопившихся проблем как «визировка», взвешивание, досмотр, таможенная стоимость, сертификация и многих других.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод: чтобы изменить ситуацию в портах, государство должно:
1) построить четкие и прозрачные алгоритмы работы государственных служащих («закон»),
2) заставить государственные предприятия, органы и службы исполнять их и эффективно работать на благо граждан своей страны («политическая воля»).
Первым могут и должны заниматься юристы, второе – задача политиков и только.