Обзор мирового шиппинга за Ноябрь
24 Листопада, 2020
3
Новый тренд: атаки на судовладельцев
В октябре эксперты и комментаторы вновь обсуждали кибератаки на веб-сайты крупнейших игроков отрасли. Дело в том, что в самом конце сентября под удар попала группа компаний CMA CGM – третий в мире (или уже четвёртый после COSCO) перевозчик контейнерных грузов. Программа-вымогатель Ragnar Locker проникла в ряд сайтов группы и периферийные серверы, поэтому сразу же после обнаружения IT-специалисты компании вынуждены были остановить весь траффик и временно закрыться. Это парализовало большую часть инфраструктуры CMA CGM, включая серверы штаб-квартиры в Марселе.
Работники компании увидели утром на рабочих экранах: «Привет, если вы это читаете, то значит, ваши данные закодированы, а ваша деликатная личная информация украдена!».
Перевозчику потребовалось не меньше недели, чтобы восстановить нормальную работу почты, онлайн приложений и т.д., а также срочно принять на новую должность вице-президента по IT, руководителя IBM по Франции Николя Секкаки. «Добро пожаловать в клуб!» – говорят CMA CGM остальные «топы» контейнерной торговли MSC, Maersk и COSCO, которые уже подвергались подобным атакам в недавнем прошлом, а также сама Международная морская организация. Секретариату организации 30 сентября пришлось временно закрыть её веб-сайт и приостановить ряд сервисов на несколько дней.
Крупные судовладельцы присоединяются к TradeLens
И снова CMA CGM, но теперь о хороших новостях. Группа компаний присоединилась к Maersk и MSC на цифровой платформе TradeLens.
Всем известно, сколько документооборота связано с перемещением каждого контейнера. А если контейнер сборный, т.е., в нём несколько десятков коробок от разных отправителей разным получателям? Получается колоссальный расход времени и средств.
TradeLens – блокчейн-платформа, которая использует технологию смарт-контрактов и заменяет трудоемкий бумажный документооборот. Причём её услугами пользуются не только торговые и логистические компании, но и госорганы – например, таможня. Сейчас в её работе участвует 175 самостоятельных организаций. Портовым операторам сервис будет весьма удобен для планирования своих причальных и складских операций, остальным участникам – для отслеживания контейнеров и грузов. Особенно удобен для партнёров альянса 2M – т.е. Maersk+MSC, который, напомню, сложился из вычитания CMA CGM от P3, против которого возражали китайские антимонопольные органы.
Крупных морских перевозчиков (ocean carriers) там пока всего около дюжины, но наличие сразу трёх глобальных лидеров контейнерной торговли — хороший пример для остальных
От Эмиратов до Китая – рукой подать
Только все заговорили о беспрецедентном налаживании прямых деловых отношений между Израилем и ОАЭ – и тут как тут ZIM открывает из Хайфы линию на Джебель-Али. Это не только историческое событие и следствие шагов по сближению Израиля с арабским миром в лице Эмиратов и Саудовской Аравии, а также конкретное торгово-экономическое развитие дипломатических действий.
Компания ZIM также заявила о достижении стратегического соглашения с китайским гигантом Алибаба (известным нам как alibaba.com), точнее, с его логистической платформой. Стороны намереваются создать прямой интерфейс для фрахтования, морских перевозок и соответствующих услуг на базе заключённого ранее в этом году соглашения, которое улучшило визуализацию логистического процесса на платформе Алибаба. Теперь все продавцы, реализующие товары через эту платформу, смогут сразу оттуда напрямую фрахтовать грузовые места на всех линиях ZIM.
Мудрый шаг со стороны израильского перевозчика. Заполучить сотни и тысячи клиентов из мелких и средних продавцов интернет-платформы – это хорошая стратегия. Не зря стороны назвали это соглашение стратегическим, как и своё сотрудничество вообще.
Не заморозишь – не поедешь
Раз уж речь пошла о контейнерных перевозках, то как не вспомнить о ещё одном вызове для них: доставка вакцины от «чумы XXI века», т.е., Covid-19. Вместе со всплеском новой волны заражений по Европе, стали появляться и новости об окончании необходимых испытаний и запуске в производство средства вакцинации населения. Первым стал американский фармамагнат Pfizer, разработавший препарат совместно с немецкой фирмой BioNTech. В компании уверены, что смогут уже к концу года создать 50 млн доз вакцины, а к концу 2021 года – уже около 1,3 млрд. Одна только Еврокомиссия заявила о закупке 300 млн доз.
Однако хранение и транспортировка препарата возможны только при температурах, заметно отличающихся от стандартных режимов рефконтейнеров – разные источники называют цифры –70°, –80° и даже –94°. Что, конечно же, вызвало к жизни различные проекты «суперрефрижераторной» техники. Разумеется, первые партии будут небольшие и полетят самолётами. Ну, а затем – слово за морскими перевозчиками, точнее, за изготовителями новых рефконтейнеров, способных поддерживать очень низкие температуры вплоть до –80°.
Как будто предчувствуя эту повестку дня, TT Club – мировой лидер по страхованию грузов – провёл 21 октября вебинар по проблемам риферных перевозок. Анализ претензий выявил, что почти 30% инцидентов произошли от неверной интерпретации рабочих инструкций, ещё 23% – от ошибок при установке температуры, а четверть претензий базировалась на сбоях или поломках холодильного оборудования. Так что логистам и перевозчикам есть смысл обратить внимание также на специальные системы мониторинга и управления температурным режимом, которые предлагает рынок для рефконтейнеров.
В свою очередь, готовятся к перевозке вакцин и логистические компании – например, мировой лидер в этой отрасли Kuehne + Nagel уже подписывает договоры как с потенциальными изготовителями вакцин, так и с производителями пробирок и шприцев.
А перевозчик Maersk в конце октября подписал соглашение о полном комплекте логистических услуг с другим потенциальным производителем вакцины против Ковид-19 – американской компанией COVAXX, которая уже провела первый этап испытаний своего препарата на Тайване и ждёт федерального разрешения на проведение второго этапа уже в Небраске. Фармацевты собираются выпустить 100 млн доз вакцины в начале следующего года, и к концу 2021 довести это число до миллиарда. Так что работы хватит всем!
С чистым топливом к чистому небу
И всё же перед лицом пандемии мы начали забывать о проблеме судового топлива в разрезе требований IMO-2020. Зато о ней напомнила в октябре группа экологов Transport & Environment (T&E), раскритиковавшая выводы межсессионной рабочей группы по декарбонизации, вынесенные на рассмотрение предстоящей в ноябре 75-й сессии Комитета IMO по охране морской среды (MEPC-75). Если коротко, то согласно выводам – «всё идёт по плану», а согласно T&E – «мы в шаге от катастрофы». Речь идёт о плане организации снизить к 2050 г. выбросы «парниковых» газов с уже существующих морских судов наполовину, а также добиться условий плавного перехода строящегося флота на другие источники энергии, такие как водород, аммиак и биотопливо.
Комитет на своей очередной 75-й сессии рассмотрит предложенные рабочей группой поправки к Конвенции MARPOL, согласно которым суда поделят на категории A, B, C, D, E в зависимости от эмиссии двигателей. Предполагается, что фрахтователи будут предпочитать первые категории, т.е. суда-загрязнители будут вытесняться с рынка экономически. При этом суда, получившие категории D и E, обязаны будут предоставить план повышения эффективности для перехода хотя бы в категорию С. Экологи недовольны, что таким «некондиционным» судам дадут ещё целых три переходных года для составления этого плана, а ещё то, что планируемые меры сократят вредные выхлопы только на 0,6% до 1,3% в целом к 2030 г.
Международная палата судоходства (ICS) и Международная ассоциация владельцев сухогрузов (INTERCARGO) вполне довольны предложенными поправками и целиком поддерживают их. А главная проблема, как отметил президент Всемирного совета судоходства (WSC) Джон Батлер, в том, что на сегодня нет технологий с нулевым выбросом углерода, применимых на морских судах.
Что же ждёт шиппинг в свете новых поправок к MARPOL, более подробно поговорим через месяц, когда закончится упомянутая сессия MEPC-75.
Специально для Ukrainian Shipping Magazine