Оpen space
7 Листопада, 2018
4
Чтобы больше узнать о работе Международной юридической службы Interlegal, мы встретились с партнером фирмы Николаем Мельниковым. Говорим о тенденциях в морском праве и международной торговле, обсуждаем книгу «Зерновой чартер», подготовленную специалистами Interlegal, вспоминаем атмосферу конференции Grain & Maritime Days.
— Николай, ваша фирма имеет очень широкое представительство в черноморском регионе и не только. С чем связано открытие представительства в Лондоне?
— Наши планы всегда напряженные, но реальные. При этом реальность иногда превосходит всякие ожидания. Так, план открытия офиса в Лондоне мы обсуждали более пяти лет. Иметь представительство в Лондоне — is a must для солидной юридической фирмы, которая занимается морским правом. Это вполне естественно, поскольку английская юрисдикция особенно важна с точки зрения развития морской, арбитражной и судебной практик. Ранее мы успешно регулировали споры, возникающие в международной торговле, из Одессы, а из Лондона теперь мы сможем вести еще более эффективную деятельность. Работать в Туманном Альбионе удобнее, когда есть надежный партнер в самом центре событий.
— Какими критериями вы руководствовали при выборе представителя?
— Вопрос решился, когда мы встретили старого друга, который руководил нашим ассоциированным офисом в Италии, а теперь живет в Лондоне. Речь идет об Альберто Батини, имеющем очень основательную юридическую подготовку и богатый опыт ведения дел в арбитражах Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAFTA), Федерации ассоциаций торговли масличными культурами, семенами и жирами (FOSFA), Лондонской ассоциации морских арбитров (LMAA) и других британских арбитражных институтах и судебных инстанциях. Альберто сотрудничал со многими уважаемыми британскими юридическими фирмами, да и с нашей системой ценностей он прекрасно знаком.
— Какие это ценности? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— В целом все просто. Команда компании постоянно растет. Сейчас у нас уже свыше 50 человек в главном офисе в Одессе, причем коллектив очень разнообразный. Есть у нас и молодежь, и представители старшего и среднего поколений. Таким образом, возникла потребность в определении того, что нас всех объединяет. Мы провели опрос и получили результат, позволивший нам сформулировать миссию Interlegal следующим образом: «Быть полезными для представителей международной индустрии транспорта и торговли в их честном бизнесе». Конечно, время не стоит на месте. Мы открыли и практику личного адвокатского сервиса, которая позволяет нам на системной основе сопровождать не только дела в сфере бизнеса, но и частные дела многих наших клиентов. Я могу долго об этом говорить, но ключевое слово в нашей миссии — «честный». Таким образом, мы опровергаем общее представление о том, что юристы могут пойти на все ради защиты клиента и ради денег. Первый вопрос, который мы решаем при обращении потенциального клиента, — это анализ на предмет конфликта интересов. Да и закон есть закон — dura lex, sed lex.
— Какие тенденции наблюдаются сейчас в сфере вашей основной практики — морском праве?
— Морское право — очень консервативная отрасль права. В практике морского права можно выделить арест судов, к тому же предметом многих арбитражных и судебных процессов выступают морские отношения. Особенно важными и интересными бывают споры по поводу признания и принудительного исполнения иностранных арбитражных решений. В текущем году стало больше обращений клиентов относительно перерегистрации компаний, открытия банковских счетов за рубежом, регистрации и перерегистрации судов, в том числе яхт. Глобальный тренд на деофшоризацию требует от бизнеса большей открытости и гибкости. Выбор юрисдикций для ведения бизнеса в настоящее время — очень ответственная задача. Всем уже понятно, что классические офшоры — это путь в никуда. Вот мы и предлагаем клиентам услуги по регистрации компаний в Болгарии, Грузии, на Кипре, который уже давно не воспринимается как классически офшорная юрисдикция. Как раз тут и играют свою роль наши преимущества в виде офисов в каждой из стран бассейна Черного моря, а также более 30 ассоциированных офисов во всем мире. Особенно хочется отметить, что наши клиенты поняли удобство открытия компании и банковского счета в одной и той же стране. Этот ход решает половину проблем, связанных с финансовым мониторингом.
Еще одно ключевое для нас направление практики — международное торговое право. Оно также достаточно консервативно, но и здесь бывают весьма стремительные изменения, так что за ними непросто поспеть, особенно тем, кто не специализируется в юриспруденции. Для профессионала же международное право — очень комфортная сфера специализации, поскольку международное сообщество за долгие годы выработало механизмы сотрудничества, обеспечивающие баланс между стабильностью и динамикой регулирования торговых (в частности, морских) отношений. Не следует забывать и о том, что наибольший эффект в нашей работе достигается, когда регламентация отношений международной торговли анализируется в комплексе с нормами неюридического характера (политическими, экономическими, техническими, наконец), а также с нормами национальных правовых систем. Наши украинские клиенты чувствуют себя вполне защищенными, хотя неожиданные ситуации, естественно, бывают. Например, совсем недавно изменились некоторые проформы GAFTA, о чем мы сразу же сообщили нашим клиентам, сделав соответствующий юридический анализ. Детально с ним можно ознакомиться на нашем веб-сайте. К слову, некоторые вопросы международной морской хлебной торговли мы осветили в новой книге, выход которой в свет стал для нас серьезным достижением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой книге. О чем она?
— Много лет назад мы приняли решение, что в среднем раз в год будем выпускать новую книгу. В основном мы приурочиваем выход книги к большим мероприятиям, которые организовываем. Наши книги были посвящены таким темам, как общая авария, деятельность офшорных компаний, фрахтование судов, демередж, яхтинг и многим другим. В общем, за 25-летнюю историю нашей компании вышло около 20 книг. В настоящее время стало ясно, что не все они имеют одинаковую ценность и актуальность. Однако мы стараемся, чтобы каждая новая книга была шагом вперед. В этом году мы создали публикацию «Зерновой чартер», в которой рассматриваются вопросы, связанные с фрахтованием судов для перевозки зерновых грузов. Мы уверены, что эта книга будет полезной и интересной для профессионалов в сфере международной морской торговли хлебными товарами, в том числе и зерном. В центре внимания — проформы зерновых чартеров Norgrain 89 и Synacomex 2000. Надеюсь, что два года, потраченные на подготовку этого издания, не пропали даром, и книга будет интересной как для морских юристов, так и для специалистов в сфере экономики, даже техников, поскольку в ней освещаются и правовые институты, и некоторые экономические и технические категории. Книгу мы не продаем, а только дарим, многие профессионалы морской зерновой торговли уже оценили ее положительно.
— В какие еще форматах вы взаимодействуете с клиентами?
— Сфера, в которой мы работаем, характеризуется быстротой принятия решений и очень плотным графиком занятости. Поэтому простое человеческое общение стало большой роскошью. Обмен опытом и свежей информацией — также немаловажное дело. Вот мы и организовываем различные семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы, конференции, а также принимаем участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими компаниями по всему миру. Однако самым значительным мероприятием для нас стала традиционная конференция Grain & Maritime Days in Odessa. В этом году конференция собрала почти 600 участников из 40 стран мира. Нам удалось привлечь гостей из Балтийского и международного морского совета (BIMCO), секретаря LMAA, президента Международной женской ассоциации судоходства и торговли (WISTA), руководителей Международной финансовой корпорации, инвесторов и банкиров, представителей больших агрохолдингов, трейдеров и судовладельцев, Министерства аграрной политики Украины, портов и железной дороги.
Особенно приятно было видеть гостей из США, Китая, Индии — всех в одном зале и в кулуарах. Именно на это мы рассчитывали и чрезвычайно довольны результатом. Кроме того, 500 участников собрались на традиционный Odessa Shipping Dinner — мероприятие, объединяющее специалистов в сфере шиппинга, международной торговли и транспорта. Подобные мероприятия мы провели в Стамбуле, Гамбурге, Бергене, Риге, Роттердаме, Лондоне и других мировых центрах. Действительно, увидеть 500 шиппингистов в одном месте — это чудо. Нам было очень приятно, что все получилось отлично. Масштабы этих мероприятий подводят к мысли, что они могут стать наиболее серьезными среди подобных в Восточной Европе!
Юридическая практика, №45 от 06.11.18