Перевозчик и экспедитор: грани ответственности и Украинские реалии
10 Серпня, 2015
4
Перевозка груза – достаточно сложный бизнес. Недостаток опыта и неумение управлять рисками в этой сфере может негативно сказаться на ведении бизнеса и часто приводит к тому, что клиент и тот, кто оказывает услуги, недовольны результатами сделки. Если обязательства по оказанию услуг не соблюдаются экспедитором или перевозчиком должным образом, то убытки могут возникнуть не только по причинам задержки, но и повреждения, и даже полной утраты груза.
Разграничение ответственности перевозчика и экспедитора
В связи с практической важностью вопроса о разграничении ответственности между перевозчиком и экспедитором, в международных транспортных конвенциях проводится различие между фактическим и договорным перевозчиком. Такое разграничение актуально и для Украины. Тем не менее, единого подхода в мировом сообществе к этому вопросу не выработано: например, в доктрине английского транспортного права экспедитор не является перевозчиком (Schmitthoff\’s. 7th Ed. P. 180; Marston Excelsior Ltd. v. Arbuckle, Smith & Co. Ltd (1971) 2 Lloyd\’s Rep. 306).
Согласно законодательству Украины, в частности, Закону Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1.07.2004, экспедитор по поручению клиента и за его счет оказывает или организовывает оказание транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.
При заключении договора транспортного экспедирования, возникает вопрос о статусе экспедитора. Он может быть фактическим (договорным) перевозчиком, или заключать договор от имени и по поручению клиента.
Договорной перевозчик – это лицо, которое заключает договор с клиентом на перевозку груза из одной точки в другую. Перевозку груза он осуществляет посредством привлечения субподрядчика и заключения с ним отдельного договора от своего имени, выступая отправителем груза.
Действуя же от имени и по поручению клиента, экспедитор фактически играет роль агента своего клиента, а все права и обязанности после подписания договора перевозки появляются только у последнего.
Существенные отличия при этом и в оплате услуг экспедитора: комиссия или фрахт.
Аспекты ответственности: Ответственность договорного перевозчика
Законодательством Украины предусмотрены только общие принципы ответственности перевозчика, в то время как все специальные требования описываются договорами перевозки, экспедиторских и логистических услуг.
В частности, согласно ст. 920 Гражданского Кодекса Украины, в случае нарушения обязательств, возникающих из договора перевозки, стороны несут ответственность, установленную по договорённости сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами).
Согласно ст. 924, перевозчик несёт ответственность за сохранность груза, багажа, почты с момента его принятия к перевозке и до момента выдачи получателю, если он не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза, багажа, почты произошло вследствие обстоятельств, которых перевозчик не мог избежать, и устранение которых не зависело от него. Аналогичное положение предписано ст. 314 Хозяйственного Кодекса Украины: перевозчик несёт ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, принятого к перевозке, если он не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошло не по его вине.
Согласно законодательству Украины, гражданская ответственность за повреждение не является абсолютной. В действующем законодательстве указано, на каких основаниях сторона может быть освобождена от обязательства возместить убытки. Одним из таких оснований являются форс-мажорные обстоятельства. В каждом конкретном случае данная ситуация рассматривается по-разному.
Международные траснпортные конвенции также прелписывают определенные лимиты ответственности перевозчика, например:
Наименование конвенции | Лимиты ответственности: |
Конвенция о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов (КДПГ) (CMR), 1978 г. | 8.33 SDR за каждый килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза |
Морская перевозка – Гамбургские правила 1978 г. | 825 SDR за одно грузоместо либо единицу отгрузки |
Правила Гаага-Висби 1979 г. | 666.67 SDR за одно грузоместо либо единицу отгрузки |
Мультимодальная (комбинированная) перевозка – Мультимодальная конвенция 1980 г. | 2.75 SDR за каждый килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза |
Железнодорожная перевозка – Конвенция о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. | 17 SDR за каждый килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза |
Ответственность экспедитора, как агента клиента
Деятельность экспедитора, в том числе и вопросы ограничения его ответственности не нашли своего должного правового регулирования в законодательстве Украины. Так, экспедитор несет ответственность за действия и упущения третьих лиц, привлеченных им для исполнения договора транспортного экспедирования, так же, как за свои собственные действия. Таким образом, пределы ответственности экспедитора могут быть урегулированы только договором.
Возвращаясь к четкому пониманию того, в какой именно роли выступает экспедитор, фактического перевозчика или «посредника», мы рекомендуем в первую очередь четко формулировать договор в части прав и обязанностей экспедитора действовать (а) от своего имени, (б) от имени и по поручению заказчика, и неукоснительно следовать тому или иному варианту на каждом отдельно взятом этапе перевозки.
В последнее время рынок транспортных услуг Украины существенно развивается и все больше и больше мы видим потребность в комплексных услугах крупных и зарекомендовавших себя на рынке NVOCC (non-vessel operating common carrier). NVOCC – понятие не знакомое для законодательства Украины. Специфичным для украинского законодательства является так называемый домашний коносамент, параллельно существующий с коносаментами линий.
Несколько рекомендаций для NVOCC и их клиентов с учетом украинской специфики:
- четко и недвусмысленно оговаривать в договоре границы ответственности исполнителя на всех этапах движения груза, на ряду со стандартными условиями по срокам и стоимости услуг;
- осуществлять приемку и передачу груза в присутствии обоих сторон и/или выбранного сторонами сюрвейера;
- тщательно проверять своих партнеров, поводя предварительный due diligence вплоть до подрядчиков;
- страховать груз и/или свою ответственность у респектабельных страховщиков.
В последнее время участились случаи мошенничества с использованием фиктивных автоперевозчиков, заложниками которых становятся как грузовладельцы так и экспедиторы, особенно в случаях наличия между ними шаблонных договоров на оказание экспедиторских услуг.
Зачастую экспедитор, действуя как NVOCC, заключает договор с клиентом на перевозку, например, крупной партии алкоголя из Европы в одну из стран ближней Азии. Для организации перевозки он задействует несколько перевозчиков, выбирая наиболее выгодные предложения, но, забывая проверить всех из них. Далее, на одном из этапов транспортировки, один из перевозчиков (в виду специфики мошенничества, в основном это именно автоперевозчик) «исчезает» вместе с грузом. Из-за халатности экспедитора в выборе перевозчика, не прописанных лимитов его ответственности, размытых статей договора в отношении объема полномочий и прав экспедитора и т.д. , полный объем ответственности перекладывается именно на него. И, в случае отсутствия «нормального» страхового полиса, данная перевозка может стать для него последней.
В условиях высокой конкуренции на рынке экспедиторов и перевозчиков, следует научиться балансировать между привлекательным для своих клиентов предложением и собственными рисками. Тщательно подходите к своей договорной базе, не забывайте о страховании и тогда у Вашей компании есть все шансы на долгое пребывание на рынке и безупречную репутацию, что сейчас так важно для украинского рынка.
Опубликовано в журнале Транспорт.