ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОФШОРНОЙ КОМПАНИИ
18 Вересня, 2004
0
1. ПОНЯТИЕ ОФШОРНОЙ КОМПАНИИ
Развитие рыночной экономики, потребности, связанные с глобализацией экономических процессов, привели к тому, что в страну хлынул поток новых реалий, а вместе с ними и новых слов. В связи с тем, что в нашей жизни отсутствовали сами предметы, в нашем языке не нашлось собственных слов для их обозначения. К этой категории относится и термин “офшорная компания“.
Английское слово offshore переводится как “находящийся за пределами берегов”, “направленный от берега в сторону моря”, “находящийся в море на некотором расстоянии от берега” и “зарубежный” (последнее – американизм).
Применительно к компаниям это прилагательное определяет компанию либо вовсе не облагающуюся налогами, либо облагающуюся по льготной ставке. Как правило, условием освобождения от налогов является то, что компания не должна вести коммерческой деятельности в юрисдикции, где зарегистрирована. Такие компании и называются офшорными, причем в некоторых случаях это слово было введено в законодательство некоторых юрисдикций в качестве юридического термина, а такие юрисдикции называются офшорными зонами.
2. ПОНЯТИЕ ОФШОРНОЙ ЗОНЫ И ТИПЫ ОФШОРНЫХ ЗОН
Полный список офшорных зон составить вряд ли возможно. Дело в том, что льготы, предоставляемые нерезидентам в различных юрисдикциях, довольно разнообразны, так что отнесение данной страны к разряду офшорных зон зависит от точного определения самого понятия офшорной зоны.
В Украине была предпринята попытка конструктивного определения термина “офшорная зона” в Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 14.03.94 г. В упомянутой Концепции определен класс банковско-страховых (офшорных) зон как зон, в которых вводится особо благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Офшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы при участии только нерезидентов и обслуживают лишь ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины.
Экономический смысл создания офшорной зоны состоит в том, чтобы привлечь международные инвестиции, которые используются инвесторами для ведения международной коммерции в безналоговом режиме, и создать условия для хранения валюты в местных банках. Открытие офшорной зоны не предполагает обязательного предоставления для нее всей территории государства. Возможно выделение для нее только некоторой административной территории. Создание такой зоны по опыту зарубежных стран приводило к немедленному созданию множества рабочих мест для квалифицированных специалистов, в особенности, в области права и финансов. Государство получает постоянный доход в виде пошлин за регистрацию компаний и их ежегодное поддержание, причем устанавливается, как правило, скромная по меркам международного бизнеса сумма пошлины.
Для их владельцев офшорные компании стали средством легального налогового менеджмента. Одно только владение офшорной компанией или ведение коммерческих операций с офшорной компанией, как правило, вполне законно. Однако развитые страны зачастую накладывают ограничения на сделки с такими компаниями, чтобы снизить экономическую эффективность операций во исполнение таких сделок и тем самым уравнять шансы в конкурентной борьбе с ними компаний, не прибегающих к схемам налоговой оптимизации посредством создания и деятельности офшорной компании, а также для того чтобы затруднить незаконный уход от налогообложения.
Хозяйственные операции с участием офшорных компаний могут быть как правомерными, так и неправомерными. Как почти любой механизм офшорная компания может быть использована и во благо, и во зло. Фактически при помощи офшорных компаний было совершено много преступлений и иных правонарушений, что сообщило прилагательному “офшорный” негативный оттенок, поэтому некоторые государства изменили термин “офшорная компания” на более нейтральный, например: “компания международного бизнеса”. Однако, из широкого употребления понятие “офшорный” не вышло, и такие компании по-прежнему именуются офшорными.
Юридические основания, в силу которых компании не платят налоги вообще или уплачивают их по льготным ставкам, можно разделить на следующие категории.
Большинство офшорных зон применяют защищенные налоговые режимы, так что законодательство предусматривает особый налоговый режим для специального типа компаний, предоставляющий им налоговые льготы в обмен на принятие на себя обязанности не вести коммерческой деятельности в данной юрисдикции, а только за ее пределами. Компании, ведущие коммерцию в пределах юрисдикции, облагаются налогами на общих основаниях. Этот правовой режим налогообложения применяется, например, большинством юрисдикций Карибского бассейна. Защищенный налоговый режим вызывает особое раздражение властей стран с высокими налогами. Они считают такой принцип налогообложения, применяющийся в законодательстве иных государств, приводящим к измельчанию налоговой базы путем создания таких условий конкуренции в сфере налогообложения, что налогоплательщики, представляющие так называемые мобильные виды бизнеса: финансы, международную торговлю, предпочитают регистрировать компании, которые получают налоговые льготы, в офшорных зонах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представляющая интересы развитых стран, ведет борьбу с налоговой конкуренцией. Свои права офшорным зонам пока удается отстаивать ценой некоторых уступок, например, соглашениями об обмене налоговой информацией с развитыми странами, что должно предотвратить нелегальный уход от налогов офшорных компаний.
Имеются юрисдикции, в которых действует территориальный принцип налогообложения, то есть, в стране регистрации облагаются налогом только доходы, полученные в этой стране. Доходы, полученные компанией от деятельности вне государства регистрации, не подлежат налогообложению. Например, обычные компании, воздерживающиеся от ведения коммерческой деятельности на территории страны, не подлежат налогообложению в Гонконге. В некоторых штатах США, например в штате Делавэр, корпорации не платят налога в штате, где они зарегистрированы, при ведении коммерческих операций за его пределами, причем они уплачивают только федеральный налог и фиксированную пошлину. Впрочем, федеральный налог довольно значительный и зависит от величины дохода. Его ставка колеблется от 15 до 39%, поэтому корпорации, зарегистрированные в Делавэре, можно назвать офшорными компаниями только с большой натяжкой.
Некоторые государства допускают возможность регистрации на их территории компаний, которые в отношении налогообложения могут быть нерезидентом данной юрисдикции, и, таким образом, не платить там налогов. Чтобы компания имела статус “нерезидента” требуется соблюдение условий, которые, как правило, сводятся к тому, что компания контролируется нерезидентами и не ведет коммерческой деятельности в государстве, где она зарегистрирована, а осуществляет ее только за границей. Например, в США такие компании образуются в организационно-правовой форме компании с ограниченной ответственностью (LLC).
Наконец, существуют так называемые истинно безналоговые юрисдикции. Например, на Ангилье нет прямых налогов на доходы юридических и физических лиц, причем, как резидентов, так и нерезидентов. В качестве офшорных там используются компании международного бизнеса, для которых предусмотрена упрощенная процедура инкорпорации. Однако в отношении налогообложения они не отличаются от местных компаний: налоги просто-напросто отсутствуют.
Европейский союз отрицательно относится к избирательным налоговым льготам. Такие европейские офшорные зоны как Остров Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, предполагают в недалеком будущем ликвидировать защищенные режимы.
Некоторые офшорные зоны, такие как Кипр и Нидерландские Антильские острова, ликвидировали свои защищенные налоговые режимы, взамен чего ввели регистрацию нерезидентных безналоговых компаний (на Кипре – с элементами территориального принципа налогообложения).
3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ
В своем походе против офшорных компаний власти Украины следуют примеру многих развитых государств. В частности, в Украине ежегодно составляются перечни юрисдикций, считающихся офшорными зонами, с последующей дискриминацией компаний из данных юрисдикций.
Кабинет Министров Украины своим распоряжением “О перечне офшорных зон” от 24.02.03 г. утвердил очередной такой Перечень, в который включены следующие юрисдикции: Остров Гернси, Остров Джерси, Остров Мэн, Остров Олдерни, Бахрейн, Белиз, Панама, Андорра, Гибралтар, Монако, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Виргинские Острова (США), Гренада, Каймановы Острова, Монтсеррат, Нидерландские Антильские Острова, Пуэрто-Рико, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос, Либерия, Сейшельские Острова, Вануату, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа, Мальдивская Республика.
Несмотря на это, офшорная компания, как компания со льготным налогообложением, предназначенная для ведения международной коммерции, – важнейший инструмент международного налогового планирования. Несмотря на определенные ограничения, существующие на операции с офшорными компаниями, в Украине, как и в большинстве других стран, ни владение офшорными компаниями, ни операции с офшорными компаниями законом не запрещены. Существуют и активно используются абсолютно законные схемы с участием офшорных компаний. В частности, в офшорных зонах часто создаются холдинговые структуры для владения украинскими предприятиями или компании для владения интеллектуальной собственностью (торговыми марками и т.п.), судовладельческие компании.
К примеру, бизнесмен купил небольшую яхту. Стоит ли регистрировать ее на свое имя? Вряд ли, ведь катание на собственной яхте многими воспринимается как вызов, к тому же многие офшорные зоны предоставляют судам, ходящим под их флагом льготные налоговые условия. Таким образом, вполне логично зарегистрировать судно на офшорную компанию, которая будет уплачивать небольшую плату за тоннаж либо просто за продление регистрации. Наиболее известными юрисдикциями для такой регистрации являются Остров Мэн, Гибралтар, Либерия, Кипр, Мальта. Новые юрисдикции также представляют несомненный интерес. Кто, скажем, мог подумать десять лет назад, что Монголия и Молдова предложат весьма выгодные условия для регистрации судов и яхт?
Если же бизнес связан с торговым мореплаванием, то регистрация флота на офшорную компанию позволит существенно оптимизировать налогообложение осуществляемых им операций. В связи с этим может возникнуть вопрос о флаге, под которым будет плавать судно. Для судов под иностранным флагом существуют некоторые ограничения для работы в исключительной экономической зоне и иные ограничения в национальном морском праве. Такие ограничения могут быть преодолены путем передачи судна в бербоут-чартер национальному судовладельцу, что создает возможность поднятия национального флага на судне, принадлежащем иностранной компании.
Конечно, существует много тонкостей и сложностей при создании офшорной судовладельческой компании, о которых не расскажешь в короткой публикации. Кроме того, тонкие методы, используемые при создании офшорных компаний, значительно зависят от конкретной ситуации и не могут быть изложены в общей форме. Детали создания судовладельческих компаний и регистрации судов на такие офшорные компании составляют ноу-хау и, как правило, не подлежат популяризации. Создание действенных и правомерных схем налогового менеджмента осуществляется специалистами по международному налоговому планированию.