Проблемы правовой регламентации фумигации грузов на борту судна
13 Червня, 2016
2
Фумигация зерновых грузов – один из наиболее эффективных и популярных методов борьбы с насекомыми – вредителями зерна, как во время хранения на складах, так и в процессе морской перевозки. Фумигация заключается в обработке зерна газами-инсектицидами (фумигантами), самыми распространенными среди которых являются фосфид водорода (фосфин) и бромистый метил. Эти вещества представляют собой сильнодействующие яды, воздействующие на объект в течение определённого времени, за которое насекомые гибнут от отравления. Технология проведения фумигации требует тщательной подготовки и постоянного контроля: помещения, в которых хранится груз, в процессе фумигации должны быть герметично закрыты, а после проведения фумигации – дегазированы. Существуют также ограничения по параметрам влажности зерна и температуры окружающей среды.
Краткое описание причин, целей и условий проведения фумигации грузов на борту
Особую специфику имеет фумигация зерна в трюмах судна, во время морской перевозки. Закладка фумигирующих таблеток фосфида алюминия, производится в загруженный трюм. При соприкосновении с воздухом таблетки выделяют газ фосфин, циркулирующий внутри трюма в течение нескольких дней (от 3 дней до 3 недель) во время перехода судна. После окончания периода экспозиции, на судне открываются вентиляционные отверстия трюмов, и проводится дегазация. Фосфин чрезвычайно токсичен для человека, и в случае утечки газа из негерметичного трюма экипаж судна подвергается существенному риску. Неоднократны случаи отравления и даже гибели моряков от воздействия фосфина. Это обстоятельство выдвигает ряд дополнительных требований, как к конструкции судна, так и к процедуре фумигации и вентиляции трюмов. Особые требования выдвигаются также к наличию на судне специальных средств, необходимых для безопасной фумигации груза во время перевозки и защиты экипажа.
На данный момент правовыми нормами как национального, так и международного уровня недостаточно урегулирована ответственность по обеспечению наличия на борту судна таких специальных средств. Документы ІМО, BIMCO и GAFTA в большинстве своем не имеют обязательного характера. Рекомендации IMO предусматривают, что фумигационная компания должна при необходимости обеспечить судно надежными средствами газоанализа и индивидуальной защиты, однако не указывают, за чей счет такое оборудование должно поставляться. На практике, проблема сводится к одному вопросу: кто именно, фрахтователь или судовладелец, должен оплачивать оборудование, если оно поставляется на судно фумигационной компанией?
Правовые акты международного характера, регламентирующие фумигацию грузов
На международном уровне, правовое регулирование фумигации грузов на борту судов осуществляется посредством ряда правовых актов, в частности Конвенцией SOLAS; Международным Кодексом Морской Перевозки Твердых Навалочных Грузов (IMSBC); Рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, применимых для фумигации грузовых трюмов, а также иными документами, изданными международными организациями (IMO, BIMCO, GAFTA).
Основополагающим международно-правовым актом в этой сфере является Конвенция SOLAS, положения которой являются обязательными и для Украины. SOLAS устанавливает общий подход к решению этого вопроса, в частности предусматривает, что соответствующие меры предосторожности должны быть приняты при использовании пестицидов на судах, в особенности, для целей фумигации.
Международный кодекс морской перевозки твердых навалочных грузов (IMSBC) предписывает осуществлять фумигацию в соответствии с рекомендациями IMO. Рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, применимых для фумигации грузовых трюмов, предусмотрено, что на судне должны находиться:
1) комплект оборудования для газоанализа и расходные материалы;
2) инструкции по удалению остатков фумигационного материала;
3) как минимум четыре комплекта защитного оборудования;
4) необходимые лекарства и медицинское оборудование;
5) руководства по первой медицинской помощи при происшествиях.
Позиция международных профессиональных объединений: BIMCO, GAFTA
Правилами Фумигации GAFTA №132, положения которых обязательны к применению в том случае если на них сделана ссылка в контракте, предусмотрено, что зарегистрированные фумигаторы GAFTA обязаны действовать в соответствии с рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, инструкциями производителя фумиганта и другими производственными стандартами, а также правовыми нормами, распространяющими свое действие на место оказания услуг.
Согласно предписаниям Кодекса практики по фумигации и контролю вредителей GAFTA, фумигатор обязан удостовериться в том, что на судне имеется оборудование для газоанализа, защитные средства, а в случае обнаружения недостатка в таком оборудовании, – письменно уведомить капитана судна о его ответственности в его обеспечении;
Процитированные положения Кодекса практики по фумигации и контролю вредителей GAFTA предусматривают ответственность капитана за обеспечение наличия на судне спецсредств и оборудования, необходимого для проведения фумигации грузов на борту.
В сентябре 2015 г. BIMCO опубликовала разработанную стандартную Оговорку о фумигации грузов (Cargo Fumigation Clause for Charter Parties). Данная оговорка касается распределения ответственности и бремени расходов по проведению фумигации грузов, с их возложением на фрахтователя в части обеспечения судна спецсредствами и оборудованием, указанным в упомянутых Рекомендациях ІМО. Однако, эта оговорка является обязательной лишь для участников перевозки, включивших такую оговорку в соответствующий чартер.
Положения украинского законодательства
Основным нормативно-правовым актом национального законодательства Украины, регламентирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Закон Украины «О карантине растений». Кроме того, Кабинетом Министров Украины, на основании и во исполнение указанного Закона, принят ряд подзаконных актов, которые, впрочем, также не содержат норм, распределяющих обязанности и ответственность участников правоотношений по обеспечению наличия на судне специальных средств, необходимых для безопасной фумигации груза.
На национальном уровне в Украине действуют также Государственные санитарные правила для морских судов Украины (ДСП 7.7.4-057-2000), которыми предусмотрено, что:
– судно должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты (при необходимости – газоанализаторами для контроля химического загрязнения воздуха), номенклатура и количество которых в зависимости от конкретных опасных свойств груза согласовывается с компетентными органами госсаннадзора (портовой санэпидстанцией), но не менее чем на численность экипажа;
– перевозка фумигируемых грузов должна осуществляться в соответствии с требованиями “Временной инструкции по вопросам безопасности технологии обеззараживания зерна и другой сельскохозяйственной продукции препаратами на основе фосфина на судах водного транспорта Украины”;
– во время перевозки фумигируемых грузов осуществляется постоянный контроль содержания фумиганта в воздухе, а экипаж должен быть полностью обеспечен средствами индивидуальной защиты и уметь пользоваться ими.
В свою очередь, Временная инструкция по технологии и обеспечению безопасности при обеззараживании зерна и сельхозпродуктов препаратами на основе фосфина на судах водного транспорта Украины является ведомственным нормативным актом и фактически не используется в настоящее время.
Вышеуказанные правила распространяют свое действие только на суда под украинским флагом, что является существенным недостатком, т.к. большая часть зерновых грузов перевозимых морским путем, приходится на суда под иностранным флагом.
Вместо заключения: наши предложения по разрешению сложившейся ситуации
Учитывая, что в морских перевозках принимают участие субъекты разных юрисдикций, решение этого вопроса усматривается в надлежащей имплементации рекомендательных норм международных актов в украинское законодательство, для придания им обязательности.
На национальном уровне, существенная часть этой работы могла бы быть проделана всеукраинским или региональными объединениями организаций, предоставляющих услуги фумигации. Участники рынка могли бы выработать единую позицию, а также разработать стандартные условия их деятельности, предусматривающие, например, получение фумигаторами у судовладельцев (фрахтователей) сведений о положениях заключенных чартеров касательно ответственности по обеспечению судна спецсредствами и оборудованием для проведения фумигации.
Опубликовано в журнале Порты Украины.