Проект Закона «О внесении изменений в ст. 4 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»
6 Травня, 2010
2
Поводом к рассмотрению проблем, накопившихся в правовом регулировании транспортно-экспедиторской деятельности, послужил упомянутый в названии законопроект.
Совершенно правы те, кто поднимает вопросы, которые гораздо более широко охватывают отношения по поводу транспортного экспедирования, чем те узкие моменты, которые предполагается урегулировать в законопроекте, зарегистрированном в Верховной Раде 15.09.2009. Сказать, что правовое регулирование транспортного экспедирования в Украине отстает от потребностей современности, значит не сказать ничего.
Сам законопроект и пояснительная записка к нему являются прекрасным образцом того, как интересы одних участников рынка государство может попытаться решить за счет других участников, как может быть представлен законопроект, который рассчитан на решение проблем общества за счет ограничения прав человека, что явно противоречит ст. 3 Конституции Украины.
Отрадно только то, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины 26.11.2009 пришло к обоснованному выводу, что законопроект необходимо направить на доработку. Так что, актуальность проблемы с этим конкретным законопроектом снимается.
Какие же недостатки имеются по нашему мнению в правовом обеспечении деятельности транспортных экспедиторов?
Например, недостаточно точно определен круг услуг транспортных экспедиторов по их предмету. Часть 1 ст. 2 ныне действующего Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 мало что проясняет в этом отношении. Перечень видов транспортно-экспедиторских услуг, приведенный в ст.8 того же нормативного акта, в этой редакции также остается лишь простым перечислением возможных вариантов, но не определяет при этом характер деятельности экспедитора (в качестве агента, организатора перевозки, перевозчика-принципала). Упоминание в ст. 8 Закона правил Инкотермс совершенно не обосновано, поскольку эти Правила имеют явно выраженный рекомендательный и диспозитивный характер, то есть их использование должно зависеть только от свободной воли сторон.
В ст. 9 имеется относительно ограниченный перечень транспортных документов с указанием на то, что виды товарно-транспортных документов определяются законами Украины, что приводит к явному обеднению документарного инструментария транспортно-экспедиторской деятельности. Например, в связи с использованием такого распространенного документа, как FCR FIATA часто возникают трудноразрешимые юридические проблемы в Украине. Таким образом, получается, что даже принятие правил транспортно-экспедиторской деятельности Кабинетом Министров Украины не может снять указанную проблему. А ведь именно введение новых форм транспортных документов является одной из важнейших целей принятия таких правил. Конечно, эта цель не единственная. Принятие Положения о транспортном экспедировании Кабинетом Министров должно более тонкими правовыми средствами урегулировать правила транспортно-экспедиторской деятельности.
Для достижения лучшего порядка в правовом регулировании транспортного экспедирования необходимо привлекать к этой работе ученых, бизнесменов и других практиков, связанных с оказанием транспортных услуг, в особенности, экспедиторских. В частности, было бы очень полезно и даже необходимо привлечь к разработке правил транспортного экспедирования юридическую общественность. Наша фирма «Международная юридическая служба» уже сейчас готова подключиться к такой работе, поскольку располагает квалифицированными специалистами, имеющими достаточный опыт и знания в области транспортно-экспедиторской деятельности.