Регистрация яхт на Мальте и Кипре
16 Листопада, 2013
1
РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГУЛОЧНОЙ ЯХТЫ НА МАЛЬТЕ
Маленькое островное государство в Средиземном море Мальта расположено в центре морских путей из Европы в Азию и Африку. Именно благодаря расположению государства на пересечении важных морских торговых путей Мальта завоевала статус достаточно развитой морской державы и гавани для иностранных и местных судоходных компаний. Так, закрепляя выгодные условия регистрации компаний и судов, как торговых, так и яхт, Мальта все больше и больше привлекает к себе флот.
Почему Мальта?
Главными преимуществами регистрации яхты под мальтийским флагом являются:
1)отсутствуют ограничения по национальности капитана и других членов экипажа яхты;
2)отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или передачи акций компании, владеющей яхтой, которая зарегистрирована на Мальте, иным способом;
3)отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или залога яхты, зарегистрированной под мальтийским флагом;
Кто может быть собственником яхты
Собственником яхты, зарегистрированной на Мальте, может быть как физическое, так и юридическое лицо. При этом яхта, зарегистрированная на Мальте, может принадлежать исключительно либо:
– гражданину Мальты;
– гражданину другой страны-члена Европейского Союза (такой гражданин обязан номинировать официального зарегистрированного агента на Мальте);
– компании, зарегистрированной на Мальте;
– иностранной компании (такая компания должна быть отдельно зарегистрирована в качестве «иностранного собственника» в судовом реестре Мальты и так же, как и иностранный гражданин, номинировать официального представителя компании на Мальте).
В зависимости от того, кто является собственником яхты, отличаются и требования к документам и информации, необходимым для регистрации яхты.
На Мальте, как и во многих иных юрисдикциях (таких как, к примеру, Панама, Джерси), предусмотрена возможность временной и постоянной регистрации яхты. Однако, как и в Панаме, на Мальте, прежде всего, обязательно необходимо пройти процедуру временной регистрации, и только потом получить постоянные регистрационные документы.
По требованиям к документам, необходимым для регистрации, Мальту можно сравнить с Джерси. Ведь помимо общей информации о яхте, установленном на ней радиооборудовании, Реестры обоих островов, требуют предоставить Тоннажный сертификат (Tonnage Certificate). Отличие лишь в том, что в Джерси Тоннажный сертификат необходимо предъявить только при постоянной регистрации, тогда как Мальтийские органы требуют копию сертификата уже при временной регистрации яхты длиной более 24 метров.
Так, временные регистрационные документы могут быть получены на яхту сроком на 6 месяцев. Этот срок может быть продлен еще на следующие 6 месяцев, при условии, что Реестру будут предоставлены оригиналы Сертификата об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate) и Купчей (Bill of Lading) (если яхта не новая) или Строительного сертификата (если яхта новая), а также Уведомление о маркировке яхты (Carving and Marking Note). При этом Уведомление о маркировке яхты обязательно должно быть подтверждено признанным сюрвейером или Мальтийским адвокатом.
Эти же документы предоставляются и для последующей постоянной регистрации яхты. Добавляется только требование предоставить оригинал Сертификата об обмере тоннажа яхты (Tonnage Measurement Certificate of Survey) и вернуть Сертификат о временной регистрации яхты. Сертификат об обмере тоннажа яхты должен быть выдан признанным классификационном обществом или подтвержденным государственным сюрвейером. Если же регистрируется яхта длиной более 24 метров, отдельно предоставляются и Тоннажный сертификат, и Свидетельство об осмотре яхты.
Сертификат о постоянной регистрации яхты на Мальте (Certificate of Malta Registry) обновляется ежегодно. И с точки зрения оплаты ежегодных платежей, Мальта уступает и Панаме (где постоянные документы оформляются на 2 года), и Джерси (где срок постоянной регистрации составляет 10 лет).
В соответствии с законодательством Мальты, в судовом реестре Мальты яхту можно зарегистрировать в качестве прогулочной или коммерческой. Судовой реестр не предусматривает возможности коммерческого использования (сдачи в аренду) прогулочной яхты, так как к яхтам, которые используются в коммерческих целях, применяются другие требования; к тому же такие яхты подпадают под действие международных морских конвенций.
В отношении яхт, регистрируемых на Мальте, не существует каких-либо ограничений (в том числе по возрасту, тоннажу и т.д.). Тем не менее, стоит отметить отдельные специфические требования. Так, если яхта длиной менее 24 метров была построена в ЕС в период после 1 мая 2004 года (дата вступления Мальты в ЕС), судовому реестру необходимо предоставить копию Декларации соответствия нормам ЕС (Declaration of Conformity или CE Marking). Если же яхта предназначена для перевозки более чем 15 пассажиров, требуется Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (International Sewage Pollution Prevention Certificate).
РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГУЛОЧНОЙ ЯХТЫ НА КИПРЕ
Кипр является третьим по величине островом в Средиземном море после Сицилии и Сардинии и, как привлекательная юрисдикция для регистрации яхт, сочетает в себе все признаки льготного режима.
Почему Кипр?
Среди главных преимуществ:
– флаг суверенного члена Европейского Союза;
– дипломатическая защита Европейского Союза, предоставляемая яхтам, зарегистрированным под флагом Кипра;
– Кипр – участник 25 международных двусторонних соглашений в сфере международного морского права и др.;
– Возможность выбора временной либо постоянной либо параллельной регистрации яхты, в зависимости от конкретных обстоятельств и пожеланий собственника;
– льготная ставка НДС для прогулочных яхт: согласно новой налоговой схеме и новым принципам налогообложения в отношении аренды прогулочных яхт, представленной кипрским отделом НДС, налоговая ставка НДС для регистрации яхт в ЕС может быть сведена к минимуму путем использования схемы аренды яхт.
Что интересно, кипрское законодательство не содержит в себе прямого различия между «судном» и «прогулочной яхтой», но процедура регистрации прогулочной яхты, конечно же, гораздо проще.
Кто может быть собственником яхты?
Регистрация яхты на Кипре возможна, как на физическое лицо, так и на юридическое (компанию). При этом не менее чем 50% долей в яхте должны принадлежать гражданину Кипра или гражданину другого государства – члена ЕС.
В случае если 50% (или более) долей в яхте принадлежат гражданину любого другого, нежели Кипр, государства-члена ЕС, Кипрский Реестр не требует, чтобы указанный гражданин ЕС постоянно проживал на Кипре. В этом случае, на Кипре обязательно должен быть назначен местный уполномоченный представитель (как вариант – местный Агент, обслуживающий яхту на Кипре).
Так как Кипрское законодательство не предоставляет нерезидентам ЕС возможность регистрировать яхты под Кипрским флагом, максимально удобным выходом из указанной ситуации является регистрация компании на Кипре, с целью последующей регистрации яхты на эту компанию.
В свою очередь, учредителем компании-титульного владельца яхты может быть любое лицо (физическое или юридическое) любой национальности (государственной принадлежности), в том числе нерезиденты ЕС.
После вступления Кипра в Европейский Союз в этой стране ввели новое налоговое законодательство, отменив все различия между обычными резидентными и оффшорными компаниями. Компания является резидентом Кипра, если она контролируется и управляется с территории Кипра, и если большинство директоров компании являются резидентами Кипра. В плане оптимизации налогообложения компании-титульного владельца яхты, Кипр – всемирно признанный лидер, предоставляющий высокий уровень надёжности и сервиса.
Среди особенностей Кипрского законодательства – любые действия по регистрации яхты под Кипрским флагом, учреждению Кипрской компании и т.д., могут быть предприняты и осуществлены только юристами, зарегистрированными на Кипре как практикующие адвокаты
Виды регистрации
В зависимости от срока действия регистрационных документов, Кипрское законодательство предусматривает следующие виды регистрации прогулочной яхты:
1)Временная регистрация.
Срок действия регистрационных документов – 6 месяцев. Указанный срок действия временной регистрации может быть продлен еще на три месяца, при условии подачи специального заявления до окончания срока временной регистрации и оплаты установленных пошлин. Дальнейшее продление срока временной регистрации не допускается.
2)Постоянная регистрация.
Постоянная регистрация яхты, временно зарегистрированной под флагом Кипра, должна быть завершена в течение 6 (либо 9) месяцев с момента издания временных документов. Это не является необходимым для судна, которое будет присутствовать в порту Кипра.
После завершения формальных процедур подачи необходимых заявлений (документов) Реестр предоставляет яхте официальный номер и выдаёт инструкции по обязательной маркировке яхте, детали которой должны полностью соответствовать требованиям Кипрского Реестра. После завершения маркировки, Реестр издаёт постоянный сертификат регистрации, который, по сути, является свидетельством о праве собственности на яхту.
3)Параллельная.
Параллельная регистрация яхт может быть оформлена на определенный период (как правило, на два года), который может быть продлен на последующие периоды. Параллельная регистрация может быть оформлена??, в случае соблюдения следующих условий:
Закон страны первой регистрации яхты предусматривает и разрешает параллельную регистрацию яхт, зарегистрированных под ее флагом;
Яхта должна быть сдана в бербоут-чартер кипрской компании, и
Письменное согласие иностранного реестра (реестра страны первой регистрации) и залогодержателей яхты (если таковые имеются) должны быть получены и предоставлены в Реестр Кипрских судов (Registry of Cyprus Ships).
В соответствии с “The International Convention on Tonnage Measurement of Ships 1969” яхта, зарегистрированная под флагом Кипра, длиною:
24 м и более должна пройти осмотр и получить Международный тоннажный сертификат;
менее 24 м должна пройти осмотр и получить Кипрский тоннажный сертификат.
Среди иных документов, которые предоставляются в Кипрский Реестр для регистрации прогулочной яхты: Application for the Registration of Yachts on the Cypriot Ship Registry, Bill of Sale, Certificate of Deletion of the vessel from the register, Declaration of Ownership on behalf of a body corporate, Registration Form of a Mobile Maritime Radio Station, Customs Clearance Certificate/Confirmation from the Customs Department (in the event that the yacht is in Cyprus), Ship’s Carving and Marking Note и другие обязательные документы.
Льготная ставка НДС
Как мы указывали выше на Кипре начала действовать новая налоговая схема и новые принципы налогообложения в отношении аренды яхт, которые были разработаны кипрским отделом НДС. Теперь налоговая ставка НДС для регистрации яхт в ЕС может быть сведена к минимуму путем использования схемы аренды яхт.
Интересным видом договоров в целях оптимизации НДС, на основании которых приобретаются и эксплуатируются яхты, является договор лизинга. Обычная ставка НДС 17% распространяется только на яхты, которые непрерывно эксплуатируются в водах государств-членов ЕС. Лизингодателем (собственником) яхты выступает компания, зарегистрированная на Кипре. А лизингополучателем может быть любая компания, независимо от того, где она зарегистрирована и где ведёт свою деятельность. В случае соблюдения всех требований предлагаемой схемы, НДС в размере 17% налагается только на последний взнос в лизинговой схеме оплаты.
Соответствующее заявление вместе с сертификатом, удостоверяющим стоимость яхты, и договор лизинга должны быть представлены властям Кипра заблаговременно и содержать ходатайство об одобрении цены и процентов за её эксплуатацию в водах стран-членов ЕС. Этот процент зависит от типа яхты и её длины.
Подводя итог, стоит отметить, прежде всего, тот факт, что сами требования и процедура регистрации яхт и на Мальте, и на Кипре жестче, чем в таких «райских гаванях» для судовладельцев как Панама, Джерси, Белиз, а также других подобных офшорных юрисдикциях.
Тем не менее, регистрация и на Мальте, и на Кипре предоставляет собственникам яхт и преимущества. Привлекательное географическое расположение и выгодные (льготные) условия налогообложения ставят Мальту и Кипр в ряд одних из самых удобных европейских флагов, с каждым годом привлекая всё больше яхтсменов.
© К. Ряшенцева, 2013 © Ю. Старова, 2013
Журнал “Фарватер”