Регистрация яхт в Нидерландах и Латвии. На что обратить внимание?
27 Серпня, 2019
1
Регистрация прогулочных яхт под флагами Нидерландов и Латвии набирает всё большую популярность среди собственников. В чём же основные преимущества и, где подвох этих европейских юрисдикций?
Юридическая фирма Interlegal c 2004 года оказывает клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга. Подробнее
В данной статье речь пойдёт о регистрации под флагами Нидерландов и Латвии тех яхт, которые принадлежат нерезидентам ЕС, ввозятся на территорию ЕС в режиме временного ввоза согласно Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 года и эксплуатируются нерезидентами на территории ЕС без выплаты импортного НДС.
Преимущества
Безусловным преимуществом указанных флагов является их европейский статус, то есть они не являются ни «удобными» или «оффшорными». Ключевая же причина возросшей «моды» на эти флаги в необязательности подтверждения выплаты импортного НДС на яхту в ЕС при регистрации в европейском реестре.
Таким образом, если нерезидент ЕС (физическое лицо напрямую или посредством использования европейской компании как титульного собственника яхты) обращается в реестр с заявкой на регистрацию своей прогулочной яхты, реестр НЕ проверяет:
- был ли оплачен импортный НДС на яхту;
- корректно ли оформлены таможенные документы;
- поменяла ли яхта свой статус нахождения в ЕС с таможенного режима временного ввоза на режим импорта (свободного обращения) и пр.
В чём подвох?
Является ли эта на первый взгляд льгота действительно преимуществом для владельцев яхт или наоборот — скрывает за собой множество проблем и по сути становится миной замедленного действия?
В первую очередь, рассмотрим сами процедуры регистрации яхт.
Так, в Нидерландах существует две параллельные процедуры регистрации прогулочных яхт.
Первая, официальная государственная процедура состоит из двух этапов и предусматривает регистрацию в Реестре судоходства, а также в Земельном кадастре Нидерландов. После прохождения всех формальностей выдается бессрочное Свидетельство регистрации под флагом Нидерландов.
Однако, наибольшую популярность получила другая процедура регистрации — в признанной Министерством инфраструктуры и водного хозяйства Нидерландов Ассоциации водных видов спорта. Данная процедура отличается быстротой, простотой и минимальным комплектом требуемой документации. В результате регистрации выдается сертификат прогулочного судна, который предназначен для эксплуатации местных судов во внутренних водах ЕС.
Особенностью регистрации в Ассоциации водных видов спорта Нидерландов является тот факт, что он не подтверждает регистрацию яхты под флагом Нидерландов, а является лишь подтверждением права собственности на нее и не даёт права использовать яхту за пределами внутренних вод ЕС.
Флаг Латвии является привлекательным также по причине своего международного статуса, т.е. отсутствия требований к европейской резидентности собственника яхты и отсутствия необходимости предоставления документа, подтверждающего выплату НДС на стоимость яхты.
Казалось бы, это не проблема для тех владельцев, которые и не собираются покидать воды ЕС. Однако что делать с импортным НДС после регистрации яхты под европейским флагом?
Получая желанный европейский флаг — Нидерландов или Латвии — без выплаты европейского НДС, иностранный собственник яхты лишается главного преимущества — освобождения от уплаты импортного НДС при ввозе яхты на территорию ЕС и её дальнейшей эксплуатации в ЕС.
Ведь с момента регистрации яхты под европейским флагом перестает соблюдаться одно из важных условий таможенного режима временного ввоза для освобождения от выплаты импортного НДС. Напоминаем, что такими условиями являются следующие:
- Собственник яхты должен быть зарегистрирован вне территории Европейского Союза;
- Яхта должна быть зарегистрирована вне территории Европейского Союза;
- Яхта должна использоваться на территории Европейского Союза нерезидентом Европейского Союза.
Ввиду того, что ни реестр Латвии, ни Ассоциации водных видов спорта Нидерландов, не проверяют статус выплаты импортного НДС на яхту, в отношении которой подается заявка на регистрацию, ответственность за выполнение требований налогового и таможенного законодательства Европейского Союза лежит на собственнике.
Владельца яхты всегда будет преследовать риск того, что компетентные органы любого из государств-членов ЕС по месту физического нахождения яхты могут провести проверку правового статуса и документации на яхту. А при обнаружении нарушения — привлечь собственника к установленной местным законодательством ответственности, которая может заключаться как в начислении штрафа, так и в конфискации имущества.
Другая ситуация складывается в отношении яхт, которые передаются от нерезидентов ЕС в пользу юридических лиц, зарегистрированных в одной из стран-участниц ЕС, с последующей регистрацией яхты под европейским флагом. В этом случае европейская компания — новый собственник яхты может избежать необходимости выплаты НДС, но зачастую только в случае регистрации яхты в качестве коммерческой и при условии использования яхты компанией исключительно в рамках ее коммерческой деятельности. Использование яхты в личных целях акционеров/директоров/бенефициаров компании в данном случае запрещено по причине использования налоговых льгот и освобождения от уплаты НДС на яхту.
Если Вы планируете остановить свой выбор на регистрации яхты в Нидерландах и Латвии, мы сможем оказать Вам полную юридическую поддержку при выборе, а также сопровождении планируемого процесса регистрации, очертив все возможные риски и преимущества выбор той или иной юрисдикции.