Регистрируем яхту
18 Червня, 2007
4
Готовясь к покупке или к постройке яхты, необходимо своевременно определиться с вопросом ее государственной регистрации.
Регистрация яхты (как и любого судна) предполагает предоставление ей права плавания под флагом какого-либо государства (т.е. определение национальности яхты), а также регистрацию права собственности и другие процедуры. Осуществление регистрации означает, что правительство государства, чей флаг будет нести данная яхта, проверило правовые аспекты приобретения и техническое состояние яхты, убедилось в их полном соответствии своим национальным и международным требованиям и свидетельствует об этом перед всеми заинтересованными лицами. Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, имеет право предоставлять судам право плавания под своим флагом.
Хочется подчеркнуть, что предоставление судну (яхте) национальности и права плавания под флагом соответствующего государства является ключевым моментом регистрации. Все другие процедуры, даже включая регистрацию права собственности, имеют несравнимо меньшее правовое и практическое значение.
Государственные судовые реестры бывают «национальные» (или «закрытые»), регистрирующие суда, которые принадлежат только резидентам – физическим и юридическим лицам (например, Украина), а также «открытые», т.е. предоставляющие право регистрации судна (яхты) всем желающим (например, Панама, Белиз, Британские Виргинские острова), а также осуществляющие регистрацию по весьма несложной процедуре.
Если некий гражданин Украины на свои честно заработанные и оставшиеся после налогообложения средства желает приобрести яхту, уже привезенную кем-то в Украину или построенную в Украине, или же украинское предприятие хочет сделать это же за счет своих собственных средств, то вопрос регистрации не будет вызывать сомнений – Украина.
Но если яхта приобретается за рубежом или если покупателем или заказчиком строящейся яхты выступает иностранная компания (возможно, офшорная), то возникает возможность (а порой и необходимость) регистрации яхты не в Украине.
Одним из эффективных способов использования офшорных компаний является оформление на них имущества, в том числе и недвижимого. Зачастую таким имуществом выступают морские торговые суда или яхты. В большинстве случаев основными преимуществами использования офшорных компаний для регистрации яхт являются: возможность финансовой оптимизации; конфиденциальность владения; минимизация или полное отсутствие налогов и пошлин; простота оформления.
Если вы владеете судном конфиденциально посредством владения компанией, то это защищает лично вас от претензий третьих лиц в отношении такого владения. Это также защищает вашу собственность от возможных исков, направленных против вас.
В большинстве офшорных юрисдикций действуют достаточно льготные условия, связанные со стоимостью регистрации судов и ежегодной стоимостью продления такой регистрации. Эти условия, как правило, дополняются условием отсутствия обложения прямыми налогами доходов, полученных от использования судна, а также, в зависимости от юрисдикции, отсутствием косвенных налогов (НДС) и таможенных пошлин.
Например, если яхту покупает резидент Украины в Украине, то в цену обязательно будет включен налог на добавленную стоимость (НДС). Та же ситуация и с постройкой яхты в Украине. Если же резидент Украины покупает яхту за рубежом и ввозит ее на территорию Украины для последующей ее регистрации, то необходимо будет оплатить все таможенные платежи по импорту. Принимая во внимание то, что яхта является дорогостоящим приобретением, указанные «издержки» выливаются в весьма ощутимые суммы.
Отсутствие налоговых и бюрократических издержек при последующей перепродаже яхты – также один из немаловажных плюсов при регистрации ее на офшорную компанию под иностранным (удобным) флагом.