Соевые бобы: риски и рекомендации по предотвращению потерь
7 Жовтня, 2021
1
Соевые бобы: риски и рекомендации по предотвращению потерь
Соевые бобы – казалось бы, безвредный груз, однако, по причине их высокой стоимости и большого объёма экспорта, являются предметом претензий на многомиллионные суммы. Хотя этот товар экспортируется, в основном, в Китай – крупнейший импортёр соевых бобов, он также вызывает большой интерес и в Украине.
В нашей практике имеется несколько недавних случаев импорта соевых бобов в Украину, которые не обошлись без проблем. Мы предоставим вам практические рекомендации касательно минимизации рисков еще на стадии заключения договора.
У соевых бобов, как правило, длительный срок хранения при температуре ниже 25°C и влажности не более 11,5%. Однако, в случае если температура и влажность нарушены или рейс является более продолжительным, чем ожидалось, этот груз становится нестабильным, что может вызвать самонагревание груза и привести к возгоранию, тем самым создавая опасность для судна и его экипажа. Помимо риска самонагревания, на соевых бобах также может образоваться плесень, что приводит к гниению.
Таким образом, основанием для возникновения вышеописанных проблем являются физические свойства груза – именно поэтому так важно обезопасить себя от подобных происшествий.
В соответствии с правилом 2 (m) Статьи IV Гаагско-Висбийских правил, перевозчик защищен и не несёт ответственности за повреждение или утрату, если они возникли в результате характерных недостатков или дефектов груза. Однако сторонам не следует слишком сильно полагаться на эту предписанную законом защиту, поскольку для этого потребуются веские доказательства того, что ущерб был понесён именно по этой причине; кроме того, некоторые юрисдикции не принимают защиту на основании характерных недостатков груза.
В данном контексте юридическое предотвращение убытков может быть весьма действенным для того, чтобы избежать предъявления претензий, связанных с грузом. Такие меры включают в себя тщательное составление контрактов с чётким распределением ответственности. Мы советуем сторонам проверять свои контракты на предмет оговорок, касающихся нижеизложенных аспектов.
Укажите в контракте допустимую влажность груза ниже 11,5%, чтобы груз не стал нестабильным. Кроме того, крайне важно включить в договор фрахтования оговорки с конкретными формулировками, чётко разграничивающие риски и ответственность сторон за повреждение груза по причине отсутствия вентиляции. Оговорку об отклонении также следует включить в договор фрахтования, с целью разъяснения ответственности грузовладельца за сохранность груза в случае отклонения. Также можно внести дополнительные уточнения в стандартные оговорки о доставке судна с чистыми трюмами – например, путём добавления дополнительных оговорок (райдера), в которых указаны конкретны требования к фумигации.
Кроме того, мы рекомендуем использовать оговорки, чётко распределяющие ответственность сторон в отношении риска недостачи и повреждения груза.
Следует отметить, что данные рекомендации важны для особо чувствительных грузов, которые также подвержены рискам, связанным с морскими перевозками на дальние расстояния.