Советы «бывалого» при покупке яхты
5 Лютого, 2018
1
Набирающим популярность видом активного отдыха и спорта является хождение под парусом, которое сегодня стало доступно людям любого возраста и достатка. Представьте: брызги солёного моря, лёгкий бриз, живописные берега на горизонте плавно удаляются в блекнущих лучах заката и вы за штурвалом белоснежной яхты. Это ли не ощущение полной свободы и безграничного счастья!
Если Вы читаете дальше эту статью – значит, что Вы энтузиаст яхтинга и приближаетесь к своей заветной мечте – покупке яхты. Эта статья поможет найти ответы на вопросы ведущие к взвешенному решению о владении яхтой вашей мечты. Выбор яхты — это всегда компромисс.
Юридическая фирма Interlegal c 2004 года оказывает клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга.
Давайте примем за аксиому высказывание: «Совершенная яхта ещё не построена, но лучшая – та которой владеете Вы» и тогда часть спорных вопросов отпадёт сама. Яхта, она как женщина. На какие-то минусы и недостатки мы готовы закрыть глаза, если в целом мы с ней «на одной волне». При выборе яхты своей мечты важно сделать правильный выбор. И мы поможем Вам в этом.
Для начала расставим приоритеты и дадим себе ответы на следующие вопросы:
Вопрос: Имеет ли для меня значение размер яхты?
Ответ: Размер яхты – дело совершенно индивидуальное: и большие 47 футовые яхты отправляются в одиночные кругосветки (Томаш Чихоцки на Delphia 47 в 2014 году) и 27 футовые яхты ходят в кругосветные путешествия с экипажем из 4-х человек («Берсерк»), а энтузиаст яхтсмен Евгений Гвоздёв построил на балконе лодку длиной 3,7 м и успешно обогнул на ней земной шар, не жалуясь на неудобства.
- 25-30 футов
Меньший размер – это меньшие скорости и уровень комфорта, но при этом лёгкость управления и малые расходы по содержанию. Яхты до 3,5 м шириной можно перевозить на прицепе с разрешением, но без сопровождения. Малые яхты можно хранить на трейлере и специально оборудованных стоянках или даже на автостоянках. Обитаемая часть таких яхт может быть разной: от небольшого рундука для пляжных принадлежностей – до полноценной каюты. Современное яхтостроение значительно шагнуло вперёд в плане эргономичности и обитаемости лодок. Яхта 29 футов может быть замечательно комфортной, с тремя полноценными каютами, гальюном с душем, и человек с 185 см ростом сможет стоять в кают-компании в полный рост.
- 30-40 футов
Самый популярный размер, благодаря сочетанию цена-размер-уровень комфорта-мореходность. Обычно это 2-3 каюты и 1-2 гальюна. Экипаж из 2-4 человек будет чувствовать себя более чем комфортно. Но можно при желании разместить и 6-8 человек. В этих размерах уже поместится полноценный камбуз с холодильником, духовкой и мойкой. Кокпит будет вполне просторным, на носу найдётся место для принятия солнечных ванн и небольшая купальная платформа на корме.
- Больше 40 футов
Даже внушительного размера лодку можно так оборудовать, что вы сможете легко справиться с её управлением самостоятельно. Для этого существуют всевозможные вспомогательные системы – закрутки парусов, автопилот и прочее. Яхты 40-47 футов – излюбленный размер для соло-кругосветок, даже безостановочных. Большой размер даёт тот комфорт пребывания в море, который делает морской поход приятным путешествием. Разницы по управляемости между лодкой 34 фута и 47 футов нету. И та и другая могут иметь класс мореходности А – океан. Вопрос только в бюджете и поставленных задачах.
Размер имеет значение при покупке яхты. Важно определиться с бюджетом, количеством экипажа и вашими предпочтениями по уровню комфорта. Большая парусная яхта – это высокий уровень комфорта, хорошие мореходные качества и престиж. В придачу к комфорту и престижу вы получите более сложные системы и оборудование, сервис которых потребует больших материальных затрат. Возрастут и ежемесячные расходы на содержание судна и зимнее хранение.
И надо сказать ещё о таком наблюдении – как показывает жизнь, большие яхты меньше ходят. Чем больше яхта – тем больше хлопот, с ней связанных – организация похода превращается в целую экспедицию. Походите по лодкам своих друзей и найдите свой «золотой размер», чтобы лёгкость на подъём и страсть к приключениям не угасли в будущем.
Вопрос: Какой должна быть яхта: моторная, парусная или парусно-моторная?
Ответ: Постоянное движение вперёд — заложено в природе человека. Время диктует движение вперёд на всё возрастающих скоростях. Прогресс в яхтостроении также не стоит на месте, а идёт по пути увеличения скорости.
Чтобы не ошибиться с выбором яхты, попробуйте походить на яхте выбранной модели около недели. Для этого можно выбрать и арендовать аналогичную яхту на сервисе аренды яхт, например на сайте компании Sailica.
Гоночные, круизно-гоночные или круизные яхты — какую выбрать? Гонка или путешествие? В целом, правило таково, что увеличение скорости судна обратно пропорционально уровню комфорта на борту. Назначение гоночных яхт – быть быстрыми. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Убранство салона самое аскетичное. Конструкторы, рассчитывая на более высокую квалификацию экипажа, уменьшают вес яхты, усиливают элементы корпусных конструкций, чтобы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок и настроек парусов для того, чтобы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров. Яхты для путешествий имеют прочную, иногда утяжеленную конструкцию, оборудованы приборами для навигации и связи, пространствами для отдыха и быта экипажа, ёмкостями для запасов воды и топлива, если яхта предназначена для длительных походов.
Грань между круизно-гоночной и круизной яхтой весьма тонка. Можно при сравнении парусных яхт углубляться в гоночные коэффициенты, системы обмера IRC и ORC, высоту мачты и площадь парусов. Меняя оснащение яхты, можно гнаться за более высокими скоростями, если увеличение скорости в полузла-узел для вас принципиально. Выбирая яхту, задайте себе вопрос, нужно ли, чтобы путешествие превращалось в гонку?
При выборе моторной яхты нужно чётко понимать свои приоритеты, делая выбор между: спорт, флайбридж или трауллер. Если вашим приоритетом являются походы с удалением от базы – обратите внимание на полноценные круизёры с крепкими корпусами, хорошим парусным вооружением, с высоким уровнем комфорта на борту и обводами, созданными специально для долгих путешествий. А когда очень захочется погоняться — всегда можно это сделать среди яхт своего класса.
Вопрос: Сколько корпусов должна иметь яхта, один или несколько (катамаран или тримаран)?
Ответ: Однокорпусная яхта или многокорпусная.Преимуществами катамаранов являются увеличенная площадь палубного пространства, большая начальная остойчивость, меньшая амплитуда качки, значительная скорость хода, благодаря меньшей смоченной поверхности и удлинённым корпусам. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания, могут иметь весьма высокий ход и остойчивость. Целый ряд конструктивных мер свел риск переворота многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю. Парусные катамараны – это и выигрыш в пространстве, особый комфорт, и возможность уединения – то, чего так часто не хватает на обычных парусных яхтах. Из недостатков можно отметить сложность хождения острыми курсами, и стоимость стоянок в портах, которая практически в 2 раза выше, чем у однокорпусных яхт.
Вопрос: Что обязательно должно быть на моей яхте?
Ответ: Необходимо определиться с районом плавания. По способности удаляться от берега можно разделить яхты на прогулочные и крейсерские.
Прогулочные яхты предназначены для прибрежного плавания и имеют легкую конструкцию, небольшой бак для воды, простое навигационное оборудование, рассчитанное на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок. Крейсерские яхты – более прочные, и имеют максимум бытовых удобств, отвечая своему основному назначению — крейсерским плаваниям, то есть с удалением от базы.
По условиям эксплуатации разделяют на четыре категории яхт:
- категория А — океанская. Касается судов, запроектированных для долговременного пребывания в море/океане, при условиях, где волна может быть более 4 м, а ветер более 8 баллов по шкале Бофорта;
- категория B — морская. Район плавания – открытое море с высотой волны до 4 м и при силе ветра не превышающей 8 баллов по шкале Бофорта;
- категория С — прибрежные воды. Для плавания в прибрежных водах и заливах, а также для внутренних водных путей при условиях, где высота волны не превышает 2 м, а сила ветра 6 баллов по шкале Бофорта;
- категория D — для внутренних водных путей. Район плавания — закрытые воды, малые озёра, реки и каналы, где высота волны не превышает 0,5 м, а сила ветра 4 баллов по шкале Бофорта.
Выбирая осадку яхты необходимо учитывать особенности акватории – если Вы собираетесь подходить к необорудованному берегу или ваш район плавания мелководный – осадка нужна поменьше. Длинный киль увеличивает остойчивость, однако много красивых, но мелководных шхер будут недоступны Вашей яхте с большой осадкой. Парус преобразует энергию ветра, и на нем возникают аэродинамические силы, в том числе и сила тяги, движущая яхту вперед. Для несения парусов яхте нужна остойчивость, то есть способность противостоять опрокидыванию. Это достигается при помощи балласта, который создает восстанавливающий момент. Длинный киль образован плавными обводами днища. Такой киль обеспечивает яхте хорошие лавировочные качества, а благодаря размещению балластного фальшкиля создаёт отличную остойчивость, противодействуя рысканию и брочингу. Применяется обычно на килевых яхтах морского и океанского плавания. Споры по поводу преимуществ и недостатков длинного и плавникового киля не прекращаются.
Однако тенденция такова, что большинство современных яхт оснащается в настоящее время плавниковыми килями. Яхта с глубоким плавниковым килём обладает большой остойчивостью, отзывчива на руле и может нести большую площадь парусов. Такая яхта способна идти более круто к ветру и разворачиваться буквально «на пятачке». Длинный киль выполняет также функцию подводного паруса–крыла, которое необходимо для противодействия боковому сносу (дрейфу) яхты. Чем глубже киль – тем больше остойчивость, однако всё большей популярностью пользуются яхты с короткими килями и меньшей осадкой. Это неоценимо при путешествии по мелководью, для заходов в небольшие гавани и стоянке на якоре в мелководных бухтах. Небольшая осадка значительно расширяет возможности посещения интересных акваторий.
Если нет планов гоняться, то стоит рассмотреть этот вариант. Глубокий киль даёт преимущество только в лавировке, буквально несколько градусов. А если вы начинающий яхтсмен, то лавировочный угол и угол дрейфа – не первый вопрос, который следует решать. Помимо преимущества по осадке ещё одним важным моментом является то, что при посадке на мель при укороченном киле удар распределяется по большей площади и последствия посадки могут быть гораздо мягче.
Швертбот — это легкое парусное судно, используемое на мелководье. Боковое сопротивление обеспечивается благодаря шверту— плоскому или профилированному килю, который для уменьшения осадки убирается внутрь корпуса в специальный колодец, установленный в диаметральной плоскости яхты. Масса шверта, даже если он изготовлен из стали, невелика и практически не оказывает существенного влияния на остойчивость лодки. Остойчивость швертботов обеспечивается за счет конструктивных особенностей корпуса. На швертботах активно используют вес самого экипажа, который перемещается, в зависимости от ветровых условий на борт яхты для откренивания. Есть и промежуточный вариант. Это яхты–компромиссы, имеющие так называемый «тяжёлый» шверт. Версия компромисса подходит как для приливно-отливных океанических районов, так и для дальнего морского плавания. Из внешнего балласта, закреплённого снаружи корпуса, выдвигается подъёмный киль. Иногда он снабжается двумя горизонтальными плавниками для обеспечения стабильности при оседании в мягкий грунт. Корпус может быть оснащен двумя перьями рулей.
На все эти вопросы будет легче ответить, если будут правильно сформулированы задачи, которым должна удовлетворять Ваша новая яхта. Попробую дать некоторые рекомендации с чего лучше начать, для тех кто ещё не определился с выбором своей яхты:
- она должна быть: Самая большая и Единственная в мире. Вам нужно искать свою яхту среди эксклюзивных мега яхт.
- я люблю скорость и драйв, при этом готов поступиться комфортом и расходы на пополнение запасов топлива меня не волнуют. Тогда, Ваша лодка находится в сегменте спортивных моторных яхт.
- на своей яхте Вы планируете обойти вокруг Земного шара или поставит новые рекорды. Тогда, Ваш амбициозный проект требует более взвешенного и профессионального подхода.
- если на яхте Вы хотите отдыхать с семьёй или в компании друзей, по теплому морю передвигаясь между островами в поиске новых впечатлений и рыбных мест и при этом не расходовать для передвижения топливо. Ваш выбор должен быть сделан в пользу парусной яхты или парусного катамарана.
Сегодня, при покупке яхты основная делема лежит в плоскости решения вопросов: «зачем?», «что важней?» и «чему отдать предпочтение?». После того, как вы определились с моделью лодки, наступают раздумья о её комплектации.
Вопрос: Покупать новую яхту или бывшую в употреблении?
Ответ: Если средства позволяют — берите новую лодку в максимальной комплектации. Преимущества покупки лодки с верфи — это хорошая инвестиция на долгие годы, использование самых современных материалов и инновационных технологий, индивидуальный подход и отражение Ваших предпочтений. Лодка будет только Ваша единственная и неповторимая. Покупка новой яхты — это существенная инвестиция, и если нет возможности максимально оснастить лодку прямо на верфи, то часть оборудования можно докупить позже. Однако, о некоторых вещах лучше побеспокоиться сразу, чтобы потом не пришлось разбирать всю лодку при монтаже нового оборудования.
Однако, можно найти плюсы и у бывших в употреблении лодок. Эти яхты прошли проверку временем. Недостатки, возможно, уже были выявлены предыдущим хозяином и с ними научились бороться. Самую большую опасность представляют собой битые лодки, получившие серьёзные повреждения. Если Вы не чувствуете себя достаточно компетентным — пригласите сюрвейера для проверки целостности корпусных конструкций, мореходности яхты и рабочего состояния двигателя и оборудования. Посоветуйтесь также с опытным яхтсменом, который на основании своего опыта сразу выявит минусы в оснастке, даст совет по необходимому оборудованию, посмотрит, на уровне ли обитаемость и комфортна ли будет лодка для пребывания на ней.
Рассматривая выбранные предпочтения, с точки зрения комфорта, безопасности, планировки, простоты управления, доступа основных узлов, сервиса – будьте придирчивы и взвешены, но не стоит слишком увлекаться поиском «идеала» – его не существует.
В противном случае покупка яхты может растянуться на годы, а через некоторое время ваши приоритеты изменятся, равно как и ожидания от яхты. Опыт показывает, что лучшая яхта – это та яхта, из имеющихся на рынке предложений в рамках вашего бюджета, которая готова к выходу и может соответствовать Вашим требованиям. Покупка яхты — дело не простое. Обязательно походите на лодке, почувствуйте, как она ведёт себя в разных погодных условиях. Стоит взять лодку в чартер или заказать тест-драйв, чтобы понять её характер и ощутить атмосферу.
Опытные специалисты нашей компании всегда готовы подсказать, как выбрать и купить яхту – чтобы покупка была удачным вложением и радовала владельца долгие годы. Добро пожаловать на борт!
В завершение, остаётся пожелать будущим мореходам удачного приобретения яхты и получения незабываемых впечатлений от морских приключений!Опубликовано в журнале “Фарватер”