Стоп машина!
1 Грудня, 2005
2
Вы, в отличном настроении наслаждаетесь шуршанием шин и ровным урчанием двигателя, освежающий ветерок стремительно врывается в приоткрытое окно, задорная мелодия льется из динамиков, заполняя салон вашего автомобиля и подстегивая чувства. Машина чутко отзывается на ваше настроение. Вам хорошо вдвоем, но…
В идиллию двоих, как это часто бывает, бесцеремонно вклинивается третий. Бесчувственным движением полосатого как наша жизнь жезла инспектор «предлагает» водителю вступить в диалог, финал которого зачастую не известен никому. Продолжите ли вы путь через минуту, вступите ли в горячий спор или втянетесь в многомесячную войну с государственной машиной, зависит в немалой степени от вас, причем более всего от пер-вых секунд общения со стражем порядка.
В данной статье мы не будем рассматривать конкретные правонарушения, за которые мо-гут остановить ваше транспортное средство, так как каждая ситуация индивидуальна и требует отдельного рассмотрения. Наша задача выяснить границы полномочий органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил дорожного движения и общие аспекты для всех случаев остановки транспортного средства.
Где и как могут остановить?
В первую очередь необходимо знать, что не каждое требование остановить Ваш автомо-биль обязательно подлежит выполнению.
В соответствии с Правилами дорожного движения(1), (далее по тексту – ПДД): «…остановка осуществляется жестом руки, жезлом или диском с красным сигналом или свето-отражателем. При этом работник милиции сначала указывает на транспортное средство, ко-торое должно остановиться, а затем на место, где его следует остановить. Жесты работника милиции должны быть понятны, подаваться своевременно и так, чтобы их выполнение не созда-вало аварийной обстановки».
Требование остановить транспортное средство не соответствующее указанным условиям, а именно человеком без милицейской формы, без указания на конкретное транспортное средство либо направление которого невозможно определить, выполненное слишком поздно, чтобы води-тель мог отреагировать, не влечет обязанности водителя остановиться и его неисполнение не вле-чет за собой ответственности.
В темное же время суток к сотрудникам МВД осуществляющим надзор за дорожной об-становкой предъявляются дополнительные требования.
Приказом МВД Украины «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств»(2) (далее «Приказ МВД») запрещается в темное время суток «…останавливать транспортные средства для проверки на неосвещенных участках дорог и улиц, на автомобилях без специального окраши-вания, за исключением случаев проведения специальных операций. В темное время суток, незави-симо от климатических условий, работник милиции должен быть одет в светоотражающую одежду, а место несения службы должно быть в зоне постоянного источника света, например, под фонарем уличного освещения»
В случае несоответствии ситуации вышеуказанным условиям водитель имеет право пола-гать, что требование об остановке противоправно, и отказаться его выполнить. О таком требова-нии желательно сообщить на ближайшем стационарном посту ГАИ (отделении милиции) с остав-лением письменного объяснения, в котором указать причины вызвавшие сомнения (отсутствие светоотражающей одежды, темный и безлюдный участок дороги, появление посторонних лично-стей после остановки и т.д.). Данные меры рекомендуется предпринять чтобы максимально огра-дить себя от ответственности за игнорирование законного требования сотрудника милиции (круп-ный штраф, а возможно лишение права управления транспортными средствами).
Часто возникает ситуация, когда инспектор ГАИ указывает жезлом на неудобное для оста-новки место (треугольник безопасности на перекрестке, и пр.) Правила дорожного движения предписывают водителю остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано инспектором, с соблюдением правил остановки. Поэтому если вас остановили на оживленном перекрестке, будет правильнее, проехать за него и остановиться в оговоренных правилами 10-ти метрах от его окончания (от пешеходного перехода). Вполне возможно, что, учитывая расстояние между вами, «желтый» свет покажется инспектору зеленее, чем изначально, и, выждав минуту другую отсутствия внимания к своей особе, вы сможете продолжить движение. Тем более что со-гласно Приказу МВД после остановки транспортного средства работник милиции должен без за-держки подойти к водителю и отрекомендоваться, а остановка транспортных средств должна осу-ществляться на «минимально короткий срок».
Кто и почему может остановить?
Право инспектора ГАИ остановить движущийся автомобиль регламентировано Законом Украины «О милиции»(3) и Положением о Государственной автомобильной инспекции Мини-стерства внутренних дел(4), в соответствии с которыми работники Госавтоинспекции во время выполнения служебных обязанностей имеют право останавливать транспортные средства в слу-чае:
«
- 1. Нарушения правил дорожного движения,
- 2. Имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или за-грязнения им окружающей среды,
- 3. При наличии данных о том, что он используется с противоправной целью».
Также, основанием для остановки транспортного средства является право работника милиции использовать беспрепятственно транспортные средства для исполнения возложенных на него служебных обязанностей в случаях, предусмотренных п. 26 ст. 11 Закона Украины “О милиции”.
Исходя из вышесказанного, в случае остановки вашего автомобиля инспектором ГАИ (со-трудником милиции), вы имеете вполне резонное право узнать на каком основании его останови-ли, тем более, что такое ваше право закреплено в ст. 16. Закона Украины “О дорожном движе-нии”5:
«водитель при остановке его транспортного средства имеет право знать причину оста-новки транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуще-ствляет надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица».
Еще более подробные инструкции содержатся в Приказе МВД, согласно которому: «Во время обращения к участникам дорожного движения работник милиции обязан при-ложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и понятно отрекомендоваться, назвать свою должность, звание и фамилию, разъяснить причину остановки транспортного средства и проверить необходимые документы. По требованию гражданина работник милиции должен предъявить свое служебное удостоверение».
В случае отказа предъявить удостоверения (нагрудный знак не в счет, хотя его присутствие на груди инспектора обязательно) либо отказа сообщить причину остановки транспортного средства, можно высказать сомнение в личности инспектора либо выполнения им в данный момент служебных обязанностей и отказаться выполнять какие-либо требования (предъявлять документы) до совершения инспектором указанных действий. Удостоверение можно переписать, а в случае явно незаконных требований – необходимо переписать, эти данные понадобятся для возможного обжалований действий работника милиции.
В вышеуказанном приказе также содержится предписание не требовать от водителя выходить из автомобиля, кроме случаев когда:
- пребывание работника милиции рядом с остановленным транспортным средством, создает угрозу его личной безопасности;
- устранения нарушений (технических неисправностей, правил перевозки грузов и тому подобное);
- возникает необходимость сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- есть основания считать, что водитель находится в нетрезвом состоянии;
- есть основания для личного осмотра нарушителя и осмотра его вещей;
- водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления.
После остановки.
В соответствии с ПДД водитель после остановки транспортного средства обязан:
- а) передать для проверки документы, отмеченные в пункте 2.1 ПДД (см.ниже);
- б) дать возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транс-портного средства;
- в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.
П.2.1. ПДД и ст. 6 Закона Украины “О дорожном движении” обязывают водителя транс-портного средства иметь при себе и по требованию работников милиции передать для проверки следующие документы:
- удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и та-лон, прилагающийся к удостоверению;
- регистрационный документ на транспортное средство, а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, – свидетельство о праве общей собственности на это транс-портное средство или временный регистрационный талон;
- в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств – разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, в случае раз-мещения рекламы, – согласование, выданное подразделениями Госавтоинспекции МВД;
- дорожные (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз (кроме владельцев транс-портных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях);
- действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случае заключения такого договора.
Однако это не исчерпывающий перечень, закон «О милиции» предоставляет сотрудникам милиции право проверять разрешения на средства связи и оружие, находящееся в транспортном средстве либо у водителя (пассажиров).
Закон «О милиции» (п.2.ст. 11), который имеет высшую юридическую силу по сравне-нию с ПДД, предоставляя сотрудникам милиции право проверять у граждан документы, удостове-ряющие их личность, а также другие документы содержит условие – такая проверка возможна ис-ключительно при подозрении в совершении правонарушений. Поэтому вопрос, в каком право-нарушении вы подозреваетесь будет весьма уместен при требовании у вас любых документов любым сотрудником милиции.
Личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.
Согласно ч.6. ст. 11 Закон Украины «О милиции» сотрудник милиции имеет право про-водить осмотр лиц, совершивших административные правонарушения, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественны-ми доказательствами или использованы во вред здоровью.
Порядок проведения данного осмотра и изъятия регламентирован ст.ст. 260, 264, 265 Ко-декса Украины об административных правонарушениях(6) (далее КоАП).
Личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут проводиться в слу-чаях прямо предусмотренных законами Украины, с целью прекращения административных право-нарушений, когда исчерпаны иные меры влияния, установления лица, обеспечения своевременно-го и правильного рассмотрения дел и выполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
Личный досмотр осуществляется должностными лицами органов внутренних дел одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных мес-тах, исключающих доступ посторонних лиц.
Досмотр вещей производится как правило, в присутствии лица, в собственности (владе-нии) которого они находятся, но в случаях, не терпящих отлагательства может быть произведен в отсутствии собственника с участием двух понятых.
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол либо об этом делается соот-ветствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об ад-министративном задержании.
Изъятие вещей и документов производится исключительно в случае, если такие вещи и документы являются орудием или непосредственным объектом правонарушения, выявлены во время задержания, личного досмотра или досмотра вещей.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол или делается соответствующая за-пись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административ-ном задержании.
Изъятие номерных знаков (Ст. 37 Закона «О дорожном Движении») на сегодняшний день служит средством запрета эксплуатации транспортных средств, и исключительно в слу-чае:
- переоборудования транспортных средств с нарушением требований этого Закона;
- технических неполадок, при которых эксплуатация транспортных средств не допускается;
- несоответствия регистрационных данных записям в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, техническом или регистрационном талоне);
- несоответствия государственных номерных знаков требованиям стандартов или регистрацион-ным документам;
- отсутствия талона о прохождении государственного технического осмотра.
Изъятие номерных знаков в иных случаях не допускается.
Изъятие водительского удостоверения органами Госавтоинспекции до рассмотрения административного дела судом и вынесения постановления о лишении гражданина права управ-ления транспортными средствами не допускается.
Изъятие автомобиля (с последующим возвратом стоимости) возможно (не обязатель-но) как исключительно в случаях, установленных КоАП, а именно в случае повторного на протя-жении года совершение одного из следующих нарушений: Управление водителями транспортными средствами:
- не зарегистрированными (перерегистрированными) в установленном порядке,
- с поддельным номерным знаком,
- без номерного знака или с номерным знаком, не принадлежащим этому средству,
- с преднамеренно скрытым номерным знаком,
- r
- в состоянии опьянения, а также:
- уклонения лиц, которые руководят транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком обзора на состояние опьянения.
- место,
- дату и время составления;
- должность и фамилию, имя и отчество лица, его составившего;
- место, время совершения и суть административного правонарушения,
- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение,
- фамилии и адреса свидетелей и лиц, присутствовавших в качестве понятых (если есть);
- пояснения нарушителя, если он желает их дать,
- содержание проведенного досмотра (если проводился),
- подписи должностного лица, понятых, нарушителя.
Список используемых нормативных актов:1 Правила дорожного движения, утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины №1306 от 10 октября 2001 р. 2 Приказ Министерства внутренних дел Украины «О мероприятиях по улучшению надзора за до-рожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» утвер-жденных 30 июня 1998 года N 4823 Закон Украины «О милиции» N 565-XII от 20 декабря 1990 года4 Постановление Кабинета Украины «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» N 341 от 14 апреля 1997 г., 5 Закон Украины “О дорожном движении” N 3353-XII от 30.06.93 г.6 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984г с изменениями и допол-нениями.