Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»
5 Липня, 2021
0
Морская общественность Украины прекрасно помнит юридические «битвы» морского бизнеса с инспектирующими в сфере экологии органами. Нет нужды перечислять детали последнего перемирия, поскольку бизнес более заинтересован в стабильном мире. Все, за что он выступает — это создание четких недискриминационных правил, а это значит, в силу специфики отрасли — правил, принятых во всем мире, а также неукоснительного их соблюдения. И главное — эти правила не должны оставлять ни в каком виде лазеек для коррупции. Выражаясь словами небезызвестного профессора Преображенского, это должна быть окончательная бумажка, фактическая!
Как известно, 19 февраля был зарегистрирован законопроект №3091 от 19 февраля 2021 года, который предусматривает вновь создание экологической инспекции с достаточно широкими правами. Помимо контролирующего органа, установлены принципы его деятельности, декларируется приверженность европейским ценностям и т.п. В частности, фасад законопроекта ярко освещен в ст. 9 созданием автоматизированной системы «Экологический контроль», в которую будут поступать все данные об экологических проверках, планы их проведения и акты, и все это должно быть в открытом доступе для общественности. Это все нами безоговорочно приветствуется.
Однако старая колея проявляет себя не на фасаде. Вот, например, ст. 19 (абзац 5) — «в системе нового органа (экоинспекции) могут создаваться научно-исследовательские учреждения и лаборатории». Конечно, ради обеспечения и обслуживания. Однако, что обслуживать? Мы помним, как многие НИИ устанавливали для судовых балластных вод требования, которые не прошла бы питьевая вода из наших городских кранов. И помним, как специальные «лаборатории» находили в каждой «пробе», взятой инспекторами совершенно бесконтрольно (без акта, опечатывания, контрольных образцов и т.п.), всю таблицу Менделеева.
На наш взгляд, не должен контролирующий орган сам для себя выписывать нормативы, а также контролировать свои же лаборатории, которые осуществляют анализ полученных проб. Положения о независимости таких организаций от самого центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению экологического контроля, мы в законопроекте не нашли. Может, плохо искали?
Зато нашли еще один «привет» от старой наезженной колеи — на этот раз в самом конце, в переходных положениях: п. 23 вносит изменения в ЗУ об охране окружающей среды — Ст. 202 о компетенции главного органа экоконтроля. В частности, абзац (и) изложен в новой редакции, в которой, тем не менее, остались слова «отбор проб … балластных вод», оставляя таким образом лазейку для рэкета под соусом несоответствия качества балласта установленным нормам — а их, кстати, похоже, также не пересмотрели. Хотя уже третье десятилетие моряки объясняют, что балластные воды берутся из моря и в море же возвращаются, а сама система танков и труб полностью изолирована от других судовых систем, и поэтому их контроль не имеет смысла.
Далее, п. 31 — предлагаемые изменения в ЗУ «О транспорте», где абзац 4 вводит новую ст. 164 о полномочиях создаваемого органа госэкоконтроля. Эти полномочия включают в себя, среди прочих, и «государственный контроль за выполнением международных договоров Украины по вопросам предотвращения загрязнения окружающей природной среды с судов (кроме рыболовных)». Так что теперь теоретически можно ждать появления в портах экологических инспекторов c более широким полномочиями. Это, как говорится, «вишенка на торте».
Это лишь наши сомнения относительно того, что новый законопроект — это «окончательная и фактическая бумажка», устанавливающая четкие правила без каких-либо возможностей скатывания в старую коррупционную колею. Хотим также высказать здесь свою надежду, что указанные лазейки будут устранены до окончательного принятия закона, и на экологическо-морском поле установится крепкий долгосрочный мир.
Специально для издания Порты Украины