Виртуализация рынка морских перевозок
4 Серпня, 2020
2
Электронное будущее судоходства
Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – уже на стадии испытаний, и год назад небольшой «дрон» доставил партию бельгийского пива из Зебрюгге в Тилбери. Рядом с автоматизацией идут оцифровка с интернетом в отношении ряда важных для шиппинга операций, да так, что ряд морских профессий может потеснить приложение в ноутбуке или даже в смартфоне.
В блоге virtualshipbroker, автор всерьёз обеспокоен модой на онлайн-платформы по фрахтованию тоннажа. Он констатирует, что приличная доля грузовладельцев склоняется к экономии 1.25% брокерской комиссии, особенно если речь идёт о реально ощутимых суммах, активно принимает участие в таких платформах либо заводит собственные. Однако блогер предупреждает, что цифровые платформы не заменят живой рынок фрахтования судов, в котором брокеры тщательно подбирают тоннаж к каждой грузовой партии, высчитывая попутно все расходы и т.п. Что фрахтователи не экономят эти несчастные 1,25%, а получают их скрытыми в ставках фрахта, и что при прямых доверительных отношениях с фрахтователем у судовладельца всегда появляется неизбежное стремление получать фрахт выше, чем предлагает рынок. Онлайн-процессы – уже не просто модный тренд, а критикующий их выглядит как «луддит» 21 века. Но шиппинг – весьма консервативный бизнес.
Меньше бумаги – зеленее планета
«Перевозчики собираются попрощаться со старым коносаментом», объявляет последний доклад DCSA – Цифровой ассоциации контейнерных перевозок (Digital Container Shipping Association), объединяющей IT-опыт крупнейших мировых линий. Доклад утверждает, что переход к небумажному коносаменту приведёт к потенциальной экономии $4 млрд в год, если только 50% всей контейнерной отрасли перейдёт на него – при условии предсказанного ОЭСР/OECD темпа роста на 2.4% в год к 2030 г.
Хоть попытки создать электронный коносамент (eBL) начались ещё в конце 1990-х, даже при успехе Tradelens – блокчейн-платформы IBM и Maersk – пока этот документ называют «священным Граалем мировой торговли», имея в виду число препятствий на пути к нему.
Тем не менее, ситуация с Covid-19 очень позитивно высветила преимущества eBL. Грузы не застревают в портах из-за того, что где-то застряли бумаги по причине ограничения полётов при пандемии. Кроме того, в докладе отмечается, что отказ от бумаг в шиппинге сделает каждый аспект торговых контейнерных перевозок лучше, быстрее, дешевле, надёжнее и экологичнее. К слову, в авиации e-AWB (electronic Airway Bill) был запущен IATA ещё в 2010, и в настоящее время его доля в авиаперевозках составляет 68%. Кроме того, рост блокчейн-технологий позволяет избежать рисков потери данных или хакерских атак на пути eBL от отправителя к получателю.
Мешает консерватизм рынка плюс юридический аспект. Не все правительства приняли электронный стандарт, многие законы и правила требуют бумажный документ, недостаёт общей стандартизированной терминологии на одном общепринятом языке.
MSC совсем недавно запустила услугу онлайн-котировки для грузоотправителей под названием Instant Quote, которая упростит и ускорит процесс букирования. Теперь клиенты компании имеют прямой доступ к расценкам на морские перевозки, и им будет проще управлять цепочками поставок. А Maersk объявила о росте использования её мобильного приложения для трекинга за время пандемии на 90%, т.к. клиенты хотят размещать и отслеживать заказы удалённо. Компания была пионером на этом пути, затем к ней присоединились Hapag-Lloyd, Evergreen Line, ZIM и теперь MSC.
По словам Андрея Кузьменко, генерального директора ZIM в Украине, компания ещё до карантина успела внедрить систему удалённой выдачи поручений, что позволило существенно упростить коммуникацию с клиентами. «В то же время ряду департаментов, к примеру, финансов, очень затруднительно организовать работу не из офиса по причинам безопасности и администрирования. Отделы поддержки клиентов – напротив, прекрасно могут функционировать удалённо. В целом, вопрос эффективной работы мы видим более в плоскости организационной. Многое также зависит от опыта и личной организованности сотрудников. Так что я не вижу долговременных факторов, которые потребуют от всего офиса переместиться на удалённую работу», – отметил эксперт.
Виртуальный агент в виртуальном порту
Не отстают и порты. Порт Роттердам объявил о запуске приложения Secure Container Release (надёжная выдача контейнера), менее восприимчивого к мошенничеству, нежели широко используемый пин-код. В пилотном проекте примут участие Ocean Network Express, CMA CGM, Hapag-Lloyd, MSC и Hutchison Ports.
Роттердам, крупнейший порт Европы (14,5 млн TEU в год), сталкивается с этими проблемами постоянно, и заинтересован в тесном сотрудничестве участников рынка для быстрой и безопасной выдачи грузов. Тестируемая система базируется на блокчейн. Права на приёмку ввезенных контейнеров будут вместо пин-кода представлять собой цифровой символ, который благодаря технологии блокчейн невозможно украсть или скопировать по пути.
А та же компания Maersk с апреля осуществляет онлайн таможенную очистку (customs clearance) в семи странах Европы, намереваясь к концу года сделать данную услугу глобальной! Система тестировалась в Германии два года. Она ускорит и упростит процесс путем подачи электронных деклараций и оплаты онлайн, посредники больше не нужны.
Добавим сюда и системы «единого морского окна» (Single Maritime Window), и то, что меры, связанные с пандемией, подстегнули отказ от физических расчетов в портах, так что можно говорить об электронных дисбурсментских счетах. Роль портовых и линейных агентов заметно сужается.
Другого пути нет
Картину будущего дополнят подводные дроны, плывущие перед судном и передающие на мостик информацию о фарватере, глубинах, бровках и т.п. Лоцмана они, конечно, сразу не заменят. Но перспектива есть.
Автоматические ворота в портах не новость. Оператор PD Ports создал в Тиспорте (Teesport), систему электронного букинга для автомобилей – Vehicle Booking System (VBS), с июля прошлого года. VBS – часть проекта автоматизации ворот. Система требует от автоперевозчиков заранее букировать въезд, что значительно ускоряет доступ к терминалам для более чем 17 тыс. грузовиков в среднем за месяц.
И вишенка на торте: классификационные общества! Удалённые осмотры уже применялись до Covid-19, и Регистр Ллойда выполнял каждый пятый свой сюрвей без посещения судна. Однако в марте 2020 г. число таких осмотров выросло на 25%! Конечно, пандемия ставит свои жёсткие условия, а документы судам продлевать надо. Все судовые документы подаются в цифровом виде. Всем известно, сколько людей отвлекает визит инспектора на борт. А тут достаточно старпома и стармеха с видеокамерами, передающими стрим прямо в офис класса. Это экономит силы экипажа, время в порту – такой сюрвей можно делать где угодно – и конечно, расходы судовладельца на командировку инспектора. Есть, конечно, некоторые сомнения по поводу правдоподобия стрима, ведь при физическом визите опытный инспектор уже на трапе чувствует, что с судном не так. Shiplawblog от морской юридической фирмы Reed Smith делает выводы: удалённые осмотры есть и, будут. Только их надо разумно чередовать с непосредственными визитами на борт судна. Для чего нужно создать градацию судов по типу Парижского меморандума – белый, серый и чёрный списки. И так же, как Port State Control, больше уделять внимание тёмной стороне. Однако необходимо одобрение со стороны ИМО, чьи правила чётко регулируют правила инспектирования судов флагом или классом как признанной организацией.
Мнение рынка
Мы спросили активных участников морского бизнеса о том, что они думают о будущем морских перевозок и современных диджитал-трендах.
Ян Козырицкий, Atria Brokers: «Безусловно, дело идёт к диджитализации и точно в будущем так и произойдёт, где автоматическая поставка (без участия человека как минимум на фазе планирования и оформления) налажена непосредственно от выращивания до потребления. Однако, уверены, такое будущее – пока вопрос не близкий».
Его коллега Тарас Панасюк добавляет: «Онлайн платформы хорошо работают с обезличенными грузами/пароходами/клиентами. Контейнерный бизнес, например, где огромный вал товаров, огромное количество клиентов. А фрахт судов – это все-таки «живые» переговоры, где участвуют конкретные люди, а не «роботы». На мой взгляд, пока ни одна программа не заменит брокерского совета. А если вдруг появиться жизнеспособная электронная платформа, брокередж изменится вместе с ней или под нее.»
Андрей Кузьменко из ZIM заострил внимание на таком аспекте, как личный контакт и персональное доверие, которых не заменит система, откуда вытекает и вопрос ответственности за предложенный груз или тоннаж. Он отмечает, что в онлайн-системах должна накопиться критическая масса информации. «Так, для фрахтовых платформ – масса судов и грузов), чтобы работать с ними было выгодней, чем с фрахтовыми брокерами.
Второе, следует признать, что большинство этих порталов не несёт ответственности за свои предложения. Трудно вести серьёзный бизнес, если ты не видел в лицо человека, с которым подписываешь многотысячный контракт».
Руководитель компании «Ольвия Меритайм» Александр Сагайдак считает, что IT технологии будут занимать все больше и больше места в морской жизни. «Электронные карты, например, вытеснили бумажные меньше чем за 10 лет… Если электронные декларации и таможенная очистка онлайн уже реально возможны для всех и подобные схемы успешно работают, то электронные коносаменты и блокчейн-технологии – это гораздо более сложные и дорогостоящие вещи. Они будут внедряться дольше, поскольку не всем доступны»
Олег Солодухов из TheCharterers резюмирует: «Имея обширный опыт аналитики и систематизации работы крупнейших грузоотправителей, скептически отношусь к платформам онлайн фрахтования. Думаю, диджитализация будет активно развиваться в линейных перевозках, но с трамповыми сложнее ввиду архаичности индустрии. Сюда следует добавить повсеместную коррупцию, как клей устоявшихся процессов» В заключение хочется процитировать статью «Будущее шипменеджмента» от Lloyd’s List: «Суда со значительно уменьшенными экипажами появятся очень скоро, и гораздо раньше, чем думает большинство. Полностью автономные, считаю, появятся позже», говорит технический директор группы Wallem Яннис Стефану… А Марк О’Нил, СЕО группы Columbia Marlow, говорит осторожнее: «Дигитализация – это путь, а не путешествие».
Специально для издания Порты Украины