Взялся за гуж… Основы ответственности перевозчика за ненадлежащее исполнение договора перевозки груза
13 Вересня, 2007
0
Договор перевозки груза уже неоднократно становился предметом нашего исследования. Договор перевозки груза имеет свой объект и предмет. Объектом договора перевозки груза является доставка груза в пункт назначения и выдача груза лицу, имеющему право на его получение, – получателю. Предметом договора перевозки груза являются действия перевозчика по доставке вверенного ему груза в пункт назначения и выдаче его уполномоченному на получение лицу. Такие объект и предмет договора перевозки груза являются общими для любого вида договора упомянутого рода. Как бы ни различались между собой разные виды договора перевозки груза: по правовой природе, виду транспорта, иным критериям все равно основным содержанием такого договора является обязанность стороны перевозчика доставить вверенный ей другой стороной груз в пункт назначения и выдать этот груз лицу, управомоченному на его получение ( грузополучателю). Договор перевозки груза весьма сложный род договоров гражданского правового характера. Сторонами договора могут быть не только отправитель и получатель, но и фрахтовщик и фрахтователь, к примеру. Даже договора типа тайм-чартера в некоторых правовых системах трактуются как договора, могущие опосредствовать перевозку грузов. Конечно, в зависимости от вида или типа договора перевозки груза, его содержание варьируется в довольно широких пределах, однако трудно спорить с тем, что именно доставка вверенного груза в пункт назначения и выдача его получателю – третьему лицу, вернее третьей стороне, в пользу которой заключается договор перевозки груза, является основным содержанием всех видов и типов договора перевозки груза в том смысле, что самой целью услуг по перевозке грузов является получение управомоченным лицом груза в пункте назначения после перемещения вещи, представляющей собою груз, в физическом пространстве. Поэтому в данной публикации мы абстрагируемся от того, что перемещение вещи ( груза) в физическом пространстве может опосредствоваться договорами, которые имеют элементы договоров имущественного найма, найма работ, могут быть реальными и консенсуальными, могут быть договорами в пользу третьего лица и в пользу контрагента, если отправитель или фрахтователь и получатель совпадают в одном лице, а сосредоточимся только на том, что представляется наиболее существенным для транспортных договоров, опосредствующих перемещение вещей в физическом пространстве, то есть договоров перевозки груза.
Основные нарушения договора перевозки груза, можно сказать, основы дефектологии общественных отношений в сфере перевозки грузов, изложены в ст.ст. 923 и 924 Гражданского кодекса Украины. Действительно, в чем состоит основной интерес грузополучателя? Каким способом организована перевозка груза; какой степени и характера исправности или неисправности было транспортное средство, по какому маршруту оно двигалось, – все эти вопросы не могут не интересовать грузополучателя вовсе, но все они отступают на второй план, если груз доставлен в пункт назначения своевременно и в полной сохранности. Таким образом, представляется достаточно основательным суждение о том, что своевременность и сохранность доставки груза – это основные интересы, которые защищаются договором перевозки груза, а ответственность за просрочку доставки и несохранную доставку груза – основные виды ответственности за ненадлежащее исполнение договора перевозки груза. Несохранную перевозку груза принято подразделять на следующие виды: утрата, недостача, повреждение и порча груза. Таким образом, перевозчик отвечает за утрату груза, недостачу его, повреждение и порчу, а также за просрочку доставки груза.
Рассмотрим подробнее каждую из приведенных категорий.
Понятие утраты груза можно извлечь из ч. 2 ст. 919 Гражданского кодекса Украины. Утраченным считается груз, не выданный получателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока его доставки, если более длительный срок не установлен договором перевозки или нормативными актами. Таким образом, ни в договорном, ни в императивном порядке не могут быть установлены более короткие сроки, по истечении которых с момента истечения срока доставки груза, груз может считаться утраченным, если не выдан по требованию получателя. Это значит, что положения транспортных уставов и кодексов, иных правил, устанавливающих срок, по истечении которого груз может считаться утраченным в размере, меньшем 30 дней, не могут применяться. Более того, груз может считаться утраченным только по истечении 30 дней с момента, когда истекает последний срок доставки груза, который исчисляется по иным правилам, например, с момента принятия груза к перевозке. Эта новелла работает в пользу перевозчика. Например, ст. 140 Устава автомобильного транспорта УССР, принятого Советом Министров УССР 27.06.1969, устанавливались сроки в 10 дней с момента истечения срока доставки и 4 месяца со дня принятия груза к перевозке, по истечении которых невыдача груза по требованию получателя могла считаться утратой груза при внутригородских и пригородных перевозках, либо перевозках в прямом смешанном сообщении, соответственно. Таким образом, получатель или отправитель могут считать груз утраченным по истечении 4 месяцев со дня принятия груза к перевозке в прямом смешанном сообщении, если 4 месяца со дня принятия груза к перевозке в прямом смешенном сообщении истекают позже чем 30 дней со дня истечения последнего срока доставки груза, а если упомянутые 4 месяца истекают ранее 30 дней со дня истечения последнего срока доставки груза, то получатель или отправитель вынуждены ожидать истечения указанного 30-дневного срока, чтобы у них возникло право считать груз утраченным.
Несколько труднее определить понятие недостачи. Например, Инструкция о порядке розыска багажа, не поступившего в аэропорт назначения, утвержденная приказом Минтранса Украины от 01.11.1999, определяет недостачу как исчезновение отдельных мест багажа или отдельных вещей (предметов) из багажа пассажира. Такой подход, по существу, конечно, правильный, вряд ли может обеспечить необходимую в юриспруденции формализацию отношений. Для этого можно оттолкнуться от правил, предусмотренных Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965. П. 12 упомянутой Инструкции предусматривает приемку по количеству продукции, что можно по аналогии понять как приемку грузов, по транспортным и сопроводительным документам. То есть нормально должен быть какой-либо транспортный или сопроводительный документ, который мы принимаем в качестве идеала, которому должна соответствовать действительность, то есть фактически прибывший груз. Если документы на груз частично или полностью отсутствуют, это не должно быть препятствием для приемки груза по количеству. В этом случае составляется акт о фактически поступившем грузе, причем чтобы найти идеал, которому должна соответствовать действительность, нужно воспользоваться расчетным документом, из которого можно установить количество груза, которое должно иметь место в действительности. Если груз поступил в нескольких транспортных средствах, то количество фактически поступившего груза определяется по каждому транспортному средству. Таким образом, недостача – это несоответствие по количеству фактически выданного перевозчиком груза по сравнению с его количеством, указанным в транспортном или расчетном документе, то есть количеству груза, принятого перевозчиком, в сторону уменьшения фактического количества груза. Ключом для определения недостачи является уменьшение количества груза на выходе из процесса перевозки по сравнению с его количеством на входе в этот процесс.
Затем попытаемся определить что представляет собой повреждение груза. Упомянутая Инструкция о порядке розыска багажа, не поступившего в аэропорт назначения, определяет повреждение как физические или химические изменения груза или багажа, из-за которых существенно уменьшилась их стоимость. Если недостача характеризует количественные отступления выданного перевозчиком груза от договора перевозки груза, то повреждение характеризует качественные отступления. Качество товаров (грузов) понимается как потребительские свойства вещей. Если потребительские свойства груза ухудшаются, то и стоимость его уменьшается, таким образом, изменение груза, которое привело к таким результатам, можно считать повреждением груза. Порчу груза определить еще более трудно. Часто понятия порчи и повреждения в нормативных актах употребляются как равнозначные. Хотя понятие «порча» употребляется во многих нормативных актах, его значение можно определить только по контексту. Когда понятие порчи употребляется вне непосредственной связи с понятием повреждения, то акцент в значении понятия «порча» переносится в направлении изменений вещи под действием биологических факторов. Понятия порчи и повреждения часто употребляются для того чтобы указать на не полное или не окончательное уничтожение объекта, на то что вещь не превратилась в другую, а только изменила некоторые свойства, оставаясь по существу той же вещью. Если в результате порчи или повреждения вещь изменилась настолько, что не может быть использована по своему первоначальному назначению, то получатель вправе отказаться от получения груза, и наступают такие правовые последствия, как и при утрате его.
С понятием просрочки доставки груза связаны правила определения надлежащего срока доставки груза. Срок доставки груза определяется в нормативно-правовых актах и, только если таким образом его определить невозможно, срок доставки груза может быть определен соглашением сторон. Если ни в нормативных актах, ни в договоре срок доставки груза не определен, перевозчик должен доставить груз в разумный срок. Эти общие правила содержатся в ч. 1 ст. 919 Гражданского кодекса. В ст. 160 Кодекса торгового мореплавания Украины определяется, что груз должен быть доставлен в установленный срок, а если он не установлен – в обычно принятый срок. Таким образом, для морского транспорта это правило почти что дублируется, то есть если срок доставки не установлен ни императивно, ни в договоре, срок доставки груза определяется в соответствии с обычаем (хорошей морской практикой). Ст. 61 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 предусматривает срок перевозки как существенное условие договора перевозки груза. Конечно, срок доставки зависит от маршрута, по которому осуществляется перевозка. Ст. 70 Устава автомобильного транспорта ориентирует перевозчика на выбор самого короткого маршрута перевозки грузов, особенно в междугороднем сообщении, если дорожные условия не делают рациональным удлинение маршрута, то есть принцип разумности также работает при грузовых перевозках автомобильным транспортом.
Деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств, так что часто возникает повышенная опасность причинения случайного вреда лицам, занимающимся перевозкой грузов, а также иным лицам, связанным с такими перевозками, в частности, грузовладельцам.
В практике ООО «Международная юридическая служба» был казус, связанный с исполнением договора перевозки лакокрасочной продукции на сумму около 88 000 грн. из г. Санкт-Петербурга (Российская Федерация) в г. Одессу. На 212 км. автодороги Москва-Украина произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль с упомянутым грузом полностью сгорел. Таким образом, груз был полностью утрачен. Нами был заявлен иск перевозчику от имени грузовладельца в размере стоимости утраченного груза. Этот иск судом удовлетворен. Эксплуатация автотранспорта – это источник повышенной опасности, в первую очередь, для самого перевозчика. В приведенном примере убытки перевозчика состояли из возмещения стоимости утраченного груза, стоимости сгоревшего автомобиля и возмещения вреда, причиненного смертью, поскольку водитель автомобиля погиб в результате дорожно-транспортного происшествия.