«Water toys» на прогулочных яхтах. Правила использования средств для развлечений на воде
29 Вересня, 2021
0
«Water toys» на прогулочных яхтах. Правила использования средств для развлечений на воде
Несмотря на то, что яхтенный сезон в Средиземном море подходит к концу, вопрос надлежащей квалификации при управлении водными транспортными средствами всегда актуален. На борту прогулочных яхт зачастую находится целый ряд «морских игрушек» (англ. – «water toys»), которые используются гостями на борту. К ним относятся, гидроскутеры, водные лыжи, флай-борды, мини-субмарины и проч.
Некоторые из таких игрушек являются полноценными транспортными средствами, для управления которых требуется надлежащая квалификация, подтвержденная соответствующими документами. Проверка квалификации лиц, управляющих такими водными транспортными средствами, лежит в компетенции прибрежных службы государств, в которых осуществляется их эксплуатация.
Ниже мы детальнее рассмотрим требования к эксплуатации на территории нескольких европейских стран: Италии, Испании, Греции, и Франции на примере одного из самых распространенных примеров таких «игрушек» – водного мотоцикла или гидроскутера (англ. – «jet-ski»).
В Италии использования морских игрушек регулируется несколькими законодательными актами: декретом № 171 от 18.07.2005 под названием «Кодекс прогулочного судоходства» (англ. – «Code of pleasure boating») и декретом № 5 от 11.01.2016 под названием «Прогулочные суда и личный водный транспорт» (англ. – «Pleasure craft and personal watercraft»). Декреты устанавливают ограничение на управление гидроскутерами и другими водными игрушками лицами не младше 18 лет с морской лицензией типа «А» для прогулочных судов, срок действия которой ограничен по времени и зависит от возраста пользователя. Лицензия необходима независимо от мощности установленного мотора. Это требование также распространяется на всех лиц, включая лиц, которые арендуют гидроскутер.
Декреты также содержат общие требования к порядку эксплуатации, включая допустимые скоростные режимы и наличие обязательных спасательных средств. В зависимости от времени года, дня и местности устанавливаются отдельные специальные ограничения на управление.
Вождение гидроскутера без специальной лицензии влечет административную ответственность и наложение штрафа от 2 068 до 8 263 евро. Отдельными составами нарушения являются отсутствие требуемых документов у самого водного транспорта, выход за границы установленного ареала плавания, отсутствие страхового покрытия в части ответственности третьих лиц. За соблюдением правил вождения следят местные портовые власти (ит. – «Capitaneria di Porto») и местные муниципалитеты. Последние также издают постановления, регулирующие правила движение и способы использование водных транспортных средств.
В Испании правила использования личного водного транспорта установлены Королевским указом 875/2014 от 10.10.2014 (далее – Указ). Кроме документов, подтверждающие квалификацию, или лицензии, Указ устанавливает другие требования к вождению такого транспорта. Среди них – минимальный допустимый возраст (18 лет), необходимость наличия полиса страхования ответственности перед третьими лицами, спасательного жилета, и иные требования, включая навигационные лимиты.
Личный водный транспорт в соответствии с положениями Указа должен быть зарегистрирован либо в любом управлении капитана порта (исп. – «Capitan?a Mar?tima») либо на материнском судне.
Вождение гидроскутеров без специальных квалификационных документов и лицензии в Испании квалифицируется как административное правонарушение, и обычно влечет за собой наложение штрафа в сумме от 3 500 до 6 000 евро. Но так в Испании это считается серьёзным нарушением, то сумма штрафа может достигать 180 000 евро. Государственным органом, который занимается вопросом регулирования этим вопросом, является Генеральное управление торгового флота (исп. – «Direcci?n General de la Marina Mercant»).
В Греции порядок эксплуатации водного транспорта, включая гидроскутеры, регулируется Общими Портовыми правилами № 20 «Скоростные лодки и другие виды прогулочного морского транспорта» от 26.04.1999, принятыми Постановлением министра коммерческого судоходства № ?? 3131/1999 ??? 444 ? 1999) (далее – «Правила»).
В соответствии со ст. 9 Правил личный водный транспорт, включая гидроскутеры, запрещено использовать лицам без действующей лицензии на управление скоростными лодками, независимо от модели, типа и двигателя. Это правило распространяется на всех лиц, осуществляющих управление, включая тех, кто арендует такой водный транспорт. Правила также содержат общие требования к порядку эксплуатации гидроскутеров – допустимому скоростному режиму и удаленности от других объектов на воде.
Несоблюдение обязательства о наличии лицензии на управлении предусматривает административную ответственность в виде штрафа от 50 до 60 000 евро. Соблюдение правил в отношении использования личного водного транспорта лежит в компетенции портовых властей.
Во Франции указанному вопросу посвящены Французский транспортный кодекс от 01.12.2010 и Декрет № 2007–1167 «О лицензиях и обучении управлению моторными прогулочными судами» от 02.08.2007 (далее – Декрет).
Ст. 2 Декрета предусматривает, что лицензия на управления нужна для всех морских игрушек, которые используются в море или во внутренних водах и мощность двигателя, которых превышает 6 лошадиных сил или 4.5 киловатт.
Французские власти оформляют четыре разных типа лицензий в зависимости параметров транспортного средства и ареала эксплуатации. Обладатели иностранных лицензий имеют право управлять гидроскутером во Франции при условии, что он соответствует условиям предоставленной лицензии. Пользователи должны иметь возможность предъявить оригинал иностранной лицензии и, при необходимости, ее перевод на французский язык.
Лицензия не требуется в случаях:
1. при вождении под контролем сертифицированного инструктора или;
2. если гидроскутер находится на борту судна больше 24 м с постоянным профессиональным экипажем, включая специально обученного капитана.
Управление моторными прогулочными средствами, в том числе гидроскутерами, без соответствующей лицензии является уголовным преступлением.
Французское законодательство предусматривает несколько штрафов, связанными с отсутствием лицензии на управление, от 38 евро до 1 500 евро. При обжаловании наложенного штрафа нужно обращаться в Полицейский суд (Tribunal de Police), который обладает юрисдикцией на рассмотрение таких дел.
Как видим, законодательство каждой из стран детально фиксирует как требования к квалификации лиц, управляющих водными транспортными средствами, так и составы возможного нарушения. Имея широкий круг ассоциированных офисов Interlegal, мы сможем быть полезны в странах средиземноморского бассейна, где сможем оказать оперативную юридическую поддержку, а также юридическое сопровождения локальными европейскими юристами. В случае, если у Вас уже есть вопрос или Вы уже столкнулись с оформленным протоколом на нарушение порядка эксплуатации водного транспортного средства – обращайтесь к нам за консультацией или полному юридическому сопровождению процесса.