Ответственность экспедитора при международной перевозке грузов автомобильным транспортом
29 Серпня, 2016
0
По оценкам ФИАТА около 80 % международных перевозок всеми видами транспорта осуществляется с привлечением транспортно-экспедиторских компаний.
В соответствии с официальным описанием понятия «экспедиторские и логистические услуги», принятым 29.10.2004 г. совместно ФИАТА (Международной федерацией экспедиторских ассоциаций) и КЛЕКАТ (Европейской ассоциацией по оказанию экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг), под ними подразумеваются
любого вида услуги, относящиеся к перевозке (одним или несколькими видами транспорта), консолидации, хранению, обработке, упаковке, вывозу, завозу товаров, равным образом, как и вспомогательные, консультационные услуги, связанные с предоставлением основных услуг, включая, но не ограничивая, услуги, касающиеся таможенных и налоговых вопросов, декларирования товаров и обеспечения их страхования, осуществления платежных операций с товарами и сбора документов, относящихся к ним или их перемещению.
Из указанной формулировки усматривается, что указанные услуги практически полностью охватывают всю систему управления логистикой товара.
Объем транспортно-экспедиторских услуг наглядно демонстрирует Формальный перечень международных и национальных транспортно-экспедиторских услуг, предлагаемый ФИАТА, который насчитывает более 120 позиций.
Объединяя грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, и иных субъектов транспортной инфраструктуры (порты, терминалы, склады и прочих), а также страхователей и таможенные органы разных стран, экспедиторы выполняют ключевую функцию в процессе организации грузооборота, заключающуюся в создании транспортных потоков на основе принципа минимизации затрат временных и материальных ресурсов, значение которой в международном формате трудно переоценить.
Объем ответственности экспедитора
Учитывая, что любая предпринимательская деятельность, исключением не является и экспедиторская, сопряжена с рисками невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств, необходимо четкое понимание объема ответственности экспедитора. С учетом многообразия услуг, которые, как правило, предоставляет своим клиентам экспедитор, в этом виде деятельности этот вопрос стоит наиболее остро.
Правовые основания требований заказчика и объем ответственности экспедитора определяются договором, заключенным между ними, а также национальным материальным правом, которое стороны определили как подлежащее применению к их отношениям либо выбранным с помощью коллизионных норм. Кроме того, стороны могут использовать положения международных правовых документов, участниками которых являются государства, в которых стороны зарегистрированы.
Национальные нормативно-правовые акты
Набор законодательных актов, регулирующих в Украине на национальном уровне транспортно-экспедиторскую деятельность, достаточно невелик и хорошо известен игрокам отрасли.
Сфера транспортно-экспедиторских услуг, в частности, урегулирована Законом Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», Гражданским кодексом Украины и Хозяйственным кодексом Украины.
Частью второй статьи 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» определено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и этим Законом, экспедитор и клиент несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Украины, иными законами и договором транспортного экспедирования.
В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Украины за нарушение обязанностей по договору транспортного экспедирования экспедитор отвечает перед клиентом согласно главе 51 этого Кодекса.
Хозяйственный кодекс Украины не содержит специальных положений, определяющих ответственность экспедитора.
Статьей 651 главы 51 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом, а именно:
1) прекращение обязательства вследствие одностороннего отказа от него, если это установлено договором или законом, или расторжение договора;
2) изменение условий обязательства;
3) уплата неустойки;
4) возмещение убытков и морального вреда.
Отдельно следует отметить, что согласно части третьей статьи 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» и статье 618 Гражданского кодекса Украины экспедитор несет ответственность за нарушение обязательства третьими лицами, на которых было возложено его исполнение. Такими лицами могут выступать терминалы, перевалочные комплексы, склады, а в большинстве случаев – перевозчики, которых экспедитор привлекает для транспортировки груза.
С учетом очень общих формулировок закона в отношении ответственности и отсутствии регулирования этого вопроса в сфере экспедирования, установленная законодательством ответственность экспедитора крайне размыта и дает кредитору возможность требовать непосредственно от экспедитора возмещения причиненных убытков, связанных с гибелью, утратой или повреждением груза в процессе его перевозки, а также применения мер обеспечения выполнения обязательства, в частности неустойки (штрафа или пени), предусмотренных договором. Кроме того, тот же объем ответственности экспедитора предусмотрен за нарушение обязательства третьими лицами, которых он привлек.
Международное регулирование
В настоящее время единого международного правового документа, регламентирующего отношения в сфере транспортно-экспедиторской деятельности, нет. С целью формирования единообразной практики в сфере транспортно-экспедиторской деятельности ФИАТА разработала рекомендательные правила и условия экспедиторской деятельности, а также типовой экспедиторский договор. Указанные документы носят не обязательный характер и по этой причине не могут служить основой для правоотношений сторон, если использование этих документов прямо не согласовано между сторонами договора.
При этом, международные автомобильные перевозки достаточно подробно регламентируются на международном уровне. В частности, отношения заказчика и перевозчика в международной автомобильной перевозке грузов регулируются в том числе положениями Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (CMR) 1956 года с последующими изменениями 1978 года (далее – Конвенция CMR), участником которой является Украина.
Конвенция CMR предусматривает ряд ограничений в отношении ответственности перевозчика, направленных на соблюдение принципа справедливости и баланса интересов сторон по договору перевозки.
В частности, Конвенцией CMR установлен предел ответственности перевозчика в размере 8,33 SDR (специальных прав заимствования) за килограмм веса брутто недостающего груза. Еще одной немаловажной особенностью, предусмотренной Конвенцией CMR, является годичный срок исковой давности для предъявления требований к перевозчику.
За 10 лет с момента присоединения Украины к Конвенции в 2006 году наработана обширная судебная практика в отношении применения этих положений Конвенции и их трактовки в контексте украинского законодательства.
При этом, очевидно, что отношения экспедитора и заказчика перевозки данная Конвенция прямо не регулирует. Однако, для заказчика, который заказал у экспедитора полный сервис по организации перевозки, экспедитор является и организатором, и перевозчиком в одном лице. Заказчик не знает и не хочет знать конкретного перевозчика, который перевозил груз на том или ином отрезке пути.
Возникает вопрос, насколько применимы положения Конвенции к отношениям между экспедитором и заказчиком по договору транспортного экспедирования.
Экспедитор и Конвенция CMR
Принимая во внимание выработанный на практике подход, основанный на принципе справедливости, согласно которому на лицо – участника правоотношений не может быть возложена ответственность большая, чем установленная законом для другого лица – участника правоотношений, за исключением случаев прямо предусмотренных законом, усматривается возможным применить лимиты и другие положения Конвенции CMR и к ответственности экспедиторов, которые организовывают международную автомобильную перевозку, но с определенными оговорками.
Украинской судебной практики по этому вопросу крайне мало, она противоречива и в большинстве случаев зависит от конкретных обстоятельств дела. Если говорить об общем подходе, то можно отметить следующие моменты.
Возможность применения Конвенции CMR к отношениям заказчик-экспедитор, как правило, усматривается в случае, если экспедитор является так называемым «производственным экспедитором», т.е. лицом, который принимает груз под свой контроль как минимум формально, т.е. по договору.
При этом подтверждением принятия груза под контроль экспедитора могут служить документы, составленные экспедитором или привлеченным третьим лицом (складом, терминалом) для подтверждения такой приемки (акты приема-передачи и т.п.). Очевидно, что такие документы должны содержать оговорку о том, что груз поступает для или под контроль экспедитора.
Кроме того, очень важно содержание самого договора между экспедитором и заказчиком. В частности, выступает ли экспедитор в этом договоре от своего имени, или от имени перевозчика; имеются ли в договоре специальные положения, регламентирующие в каком объеме и на каких условиях привлекаются экспедитором третьи лица; содержит ли договор особые положения о роли экспедитора в качестве перевозчика.
Применяя положения Конвенции CMR следует также учитывать особенность, предусмотренную частью 2 статьи 19 Закона Украины «О международных договорах Украины». Она предусматривает, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предписаны в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора – в нашем случае, Конвенции CMR, которые устанавливают пределы материальной ответственности и ограничивают срок привлечения к ней.
Пример из практики
Подход, основанный на вышеуказанных выводах, был успешно использован специалистами Interlegal для решения задачи, связанной со взысканием с экспедитора – украинской компании, убытков, причиненных порчей груза в процессе его международной автомобильной перевозки.
В данном деле договор содержал прямую ссылку о применении к отношениям сторон Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (CMR). Тем не менее, стороны не регламентировали, к каким видам отношений по договору применяются положения Конвенции CMR и в какой части.
В этой связи возникло несколько вопросов: является ли экспедитор ответственным за порчу груза в части выполнения контракта в рамках транспортно-экспедиторских услуг, или его ответственность будет регламентирована положениями Конвенции CMR как выполняющего в данном случае роль перевозчика для своего клиента.
От решения этих вопросов зависел как объем ответственности экспедитора, так и применяемый срок исковой давности.
Во избежание ожидаемых разногласий сторон в судебном процессе, вызванных, в том числе, противоречивой судебной практикой и неоднозначным толкованием подобных случаев, юристами Interlegal были проведены переговоры с должником, результаты которых оформлены соглашением об урегулировании спора, содержащим детальный порядок и способ возмещения должником – экспедитором причиненных убытков. В качестве правового основания для данного соглашения были использованы положения Конвенции CMR.
Также в соглашении об урегулировании спора было согласовано продление годичного срока исковой давности, предусмотренного Конвенцией CMR.
Заключение
Мы неоднократно подчеркивали в своих публикациях, что применение разумных мер обеспечения надлежащего исполнения экспедитором своих обязательств – это гарантия реального возмещения экспедитором убытков, связанных с утратой или порчей груза.
Для экспедитора подобная регламентация тоже имеет свои преимущества – он точно знает и понимает пределы своей ответственности, включает соответствующие положения в договоры со своим субподрядчиком, имеет возможность своевременно принять меры по минимизации убытков и защите своих интересов.
Один из самых «простых» способов – это правильная конструкция положений договора, включение необходимых оговорок, которые регламентируют применение международных актов к конкретным отношениям. Не стоит забывать и о Стандартных правилах экспедирования, которые могут быть приняты на уровне компании экспедитора и регламентировать различные ситуации во взаимоотношениях с клиентом. Такие правила могут быть соответственно инкорпорированы в каждый договор экспедитора с клиентом.
Опубликовано в журнале Транспорт.