Удобный или какой другой флаг? Вот в чем вопрос
20 Травня, 2016
1
“Какой флаг Вы посоветуете?” — вопрос номер один, который получают специалисты яхтенной практики Interlegal от клиентов. Лет 20 назад такой вопрос был дилеммой, требовал тщательного изучения, взвешивания всех «за» и «против», калькуляции расходов и пр.
Сегодня вопрос выбора флага для прогулочной яхты и обоснование такого выбора — уже давно не вопрос. Есть специально обученные профессионалы, ежедневно занимающиеся подобными делами и знающие процесс от «А» до “Я«.
Юридическая фирма Interlegal c 2004 года оказывает клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга.
Тенденция последних лет среди наших клиентов — это вопрос, как уйти от оффшорных «удобных» флагов. Зачем от них уходить, никто точно не знает, но некие призрачные веяния в воздухе присутствуют.
Один из аргументов — европейские таможенники и пограничники с опаской смотрят на не европейские флаги. Юридически — это, конечно, не аргумент. На практике может быть дискомфорт. Поэтому каждый владелец яхты под «удобным» флагом просто должен четко понимать и знать свои права и обязанности, чтобы в случае необходимости ответить на вопросы проверяющих органов. Европейским законодательством не предусмотрены какие-либо запреты по нахождению яхт под «удобными» флагами в территориальных водах ЕС. Главное — не нарушать срок временного ввоза яхты в ЕС, иначе могут потребовать оплатить европейский НДС.
Предвзятое отношение европейцев и представителей пограничных и таможенных органов других стран к «удобным» флагам, встречающееся в некоторых случаях, ни в коей мере не нивелирует все преимущества таких флагов, благодаря которым они давно и крепко утвердились на рынке. Бесспорно, альтернатив «удобным» флагам сегодня нет.
Преимущества удобного флага
Какие основные преимущества при регистрации яхты под «удобным» флагом? Напомним основные:
- Отсутствие налогов при покупке>
- Конфиденциальность владения
- Быстрый и качественный сервис, нет бюрократических проволочек
К сожалению, регистрация яхт в классических национальных (традиционных) реестрах таких преимуществ, как перечислены выше, не предоставляет.
Популярным остаются классические «удобные» флаги, такие как Панама, Либерия и пр.
Большую популярность за последние годы приобрели британские флаги, на сегодняшний день уверенно лидирующие на рынке: Джерси, Гернси, Каймановы острова и др.
При этом, существенную разницу между этими флагами знают только те специалисты, которые непосредственно занимаются регистрационным процессом, знают подводные камни того или иного реестра и специфические требования регистраторов.
Поэтому, проведя много предварительной работы, мы готовы рекомендовать нашим клиентам готовые варианты регистрации, гарантируя оперативность до дня, а качество до последней буквы и цифры в документе.
Трудности выбора
Так, мы считаем, что среди оффшорных флагов целесообразно выбирать между Панамой и британским флагом Джерси.
Панама — реестр с наибольшим количеством судов, зарегистрированных под ее флагом. В Панаме, как мы неоднократно писали, нет ограничений по возрасту, длине и тоннажу для прогулочных яхт. Яхте необязательно иметь класс и собственнику не нужно оформлять на яхту какие-либо документы от классификационного общества. Панама — неизменно много лет в белом списке Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта, с наибольшим количеством проинспектированных судов.
В Панаме нет ежегодных платежей. Документы на яхту действуют 2 года, по истечении которых их необходимо продлевать. Что удобно, радиолицензия на яхту оформляется одновременно с сертификатом регистрации (навигационным патентом), поэтому не нужно тратить лишнее время и обращаться в какую-то другую специализированную организацию за получением позывного и MMSI.
Британский флаг острова Джерси — престижный британский оффшор. Флаг с хорошей репутацией и красивой британской символикой.
В Джерси документы на яхту действуют 10 лет без ежегодных платежей! Действительно очень выгодные условия для яхтсменов. 10 лет не нужно думать о продлении судовых документов, за действием которых следят профессиональные юристы. В отличие от Панамы в Джерси нужно предоставить тоннажный сертификат на яхту от классификационного общества. Это требование вызвано тем, что под флагом Джерси можно зарегистрировать яхту, брутто-тоннаж которой не превышает 400 БРТ. Для навигации тоннажный сертификат не нужен и хранится только в реестре.
Флаги Панамы и Джерси хорошо воспринимается европейскими страховщиками, в отличие, например, от флага американского штата Делавэр, с которым не все хотят связываться.
Также мы регистрируем яхты под европейскими флагами — на Мальте и на Кипре. Что важно и о чем знают не все яхтсмены, далеко не все европейские страны позволяют эксплуатацию яхты в личных целях, если такая яхта зарегистрирована на европейскую компанию. Например, если яхта зарегистрирована под флагом Латвии на компанию, также зарегистрированную в Латвии, то такая яхта может эксплуатироваться только в рамках хозяйственной деятельности компании, являясь основным средством компании, на которое компания получило возмещение НДС. Аналогичные правила действуют, если яхта зарегистрирована на немецкую, французскую и пр. компании. Для того чтобы яхта могла быть использована в личных целях, ею должно владеть физическое лицо.
На Мальте же и на Кипре действуют другие условия. Законодательство этих низконалоговых юрисдикций позволяет регистрировать прогулочные яхты на компании и эксплуатировать их в личных целях. Ввиду того, что к таким яхтам, принадлежащим компаниям, не применяются общие нормы по возмещению НДС, то для оптимизации НДС есть специальные лизинговые схемы (см. предыдущие выпуски Фарватера).
Недавно мы открыли сервис по регистрации яхт под флагом Либерии. Этот вариант удобен тем, что партнер нашего ассоциированного офиса на Кипре Джордж Замбартас стал специальным уполномоченным агентом Либерийского реестра. Это позволяет быстрее обычного оформлять необходимые документы и вести переговоры с регистратором напрямую. О преимуществах регистрации яхт в Либерии мы напишем отдельную статью.
Очевидным остается следующее: яхтсмены не должны заниматься бумагами, намного удобнее переложить это бремя на плечи профессионалов, которые освободят Вас от необходимости самим оформлять документы.
Опубликовано в журнале Фарватер.